Природа факторов и векторов теста Сонди. Олег Мальцев

Школа судьбопсихологии обладает достаточно длинной историей существования и становления. Свое начало она берет еще в ананкологии и археананкологии, концепциях судьбы, которые были известны ещё у древних римлян. Человечество в разные периоды своего существования имело представление о том, что есть некая неведомая сила, которая ведёт человека по жизни, предопределяя его путь. Развитие этих представлений в философском контексте происходило много веков, но в категории психологические, более конкретные и измеримые, понятие судьбы и судьбоносных движущих сил пришло лишь в  XX веке, благодаря выдающемуся психиатру и основателю концепции судьбоанализа в глубинной психологии Липоту Сонди.

Я специально начал книгу «Философия Липота Сонди»  с описания биографии Сонди (Леопольда Зонненшайна), поскольку, чтобы понять философию, нам прежде нужно узнать о происхождении и становлении личности ее создателя. Во второй главе, я бы хотел познакомить вас с истоками тех самых побуждений и ключевых понятий судьбоанализа, которые впервые были описаны мэтром Сонди. Более того, именно Сонди преуспел в создании надёжного теста для их математически точной диагностики.

 Сонди- Институт, Цюрих, Швейцария. Фото из архива НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество».

Итак, речь пойдет о природе факторов и векторов теста Сонди. В концепции судьбоанализа Сонди векторы и факторы называются структурными элементами теста. Объяснению природы этих структурных элементов Сонди посвятил две книги: «Судьбоанализ» и «Экспериментальная диагностика побуждений». На базе трудов Сонди описание природы векторов и факторов теста Сонди было представлено в книге «Машина судьбы»,  в которую вошли результаты моих научных исследований в области судьбоанализа.

Центральным понятием в судьбопсихологии является «влечение», что подробно рассматривает Сонди в своей книге «Экспериментальная диагностика побуждений». Влечения являются радикалами или источниками действий человека. Таким образом, Липот Сонди превратил философское понятие «судьбы» в психологическое понятие «побуждение». Ввиду особенностей русского и немецкого языка, мы встречаем понятие «влечение» (в ранние годы) и позже Сонди добавляет термин «побуждение». На ранних этапах своей работы Сонди объясняет понятие «радикалов».

Радикал — это глобальный корневой фактор, который для своего существования должен соответствовать нескольким критериям: это некий радикал или источник человеческих действий.

Критерии радикала:

  1. Вневременность (неизменность).
  2. Каждый радикал обладает своим особым неиссякаемым источником энергии, из которого он может подпитываться в любой момент. По сути, это некий «вечный двигатель». В рамках исследований памяти человека академиком Г.С. Поповым и мной, как его последователем, было установлено, что источником этой неиссякаемой силы является ядро рецензорной группы (ЯРГ) в человеческой памяти (см. книгу «В поисках импульса»).
  3. По своему содержанию радикал не должен характеризоваться особой заданностью. То есть, радикал не специфичен по своему содержанию, конкретные проявления радикала будут отличаться у разных людей, в разные исторические периоды, но суть радикала остается неизменной. Например, ключевой навык эпохи будет изменяться, но формы этого навыка в рамках радикала идентичны. Например, убийство может быть совершено как дуэль, как охота, может иметь разную форму и цели, но содержание радикала не меняется.
  4. Влечения с одинаковой силой пронизывают все человеческие действия, переживания и поступки, определяя их характер и содержание.

Система, применяемая в экспериментальной диагностике влечений, построена на основе восьми факторов влечений, из которых образуются радикалы. Таким образом, эти четыре параметра описывают понятие радикалов или источник неведомых сил, которые вне времени развития человека, всегда, в виде конкретного содержания толкают человека в определенном направлении на бессознательном уровне.

Существует также понятие стремление или тенденция влечения. Это понятие пришло из европейской философии Г. В. Лейбница и Пауля Хэберлина. Согласно П. Хэберлину, тенденция понимается, как направление какого-либо действия. У человека в бессознательном есть радикал, который пронизывает активность человека, направляя все его действия, что порождает определенный вектор движения. Существует восемь таких источников силы (радикалов), которые толкают человека в определенном векторе. Таким образом, возникает восемь силовых векторов в природе родового бессознательного человека. Обратите внимание, в данном случае речь идет о векторе направленной силы, а не о векторе, как структурном элементе теста, это разные категории.

Кроме тенденции влечения, также существует потребность влечения или фактор влечения. Потребность или фактор влечения состоит из взаимосвязанных тенденций влечения. У каждого вектора, условно назовем его «Х», может быть тенденция влечения: «Х+», «Х-», «Х+-», «Х0».

Очень просто понять эти принципы на модели батареек. Представим, что каждый вектор — это батарейка, как в вашем мобильном телефоне. Таких батареек у человека восемь. Тенденция влечения показывает нам, в каком состоянии сейчас заряд батареи (Рис. 1).

«Х+» — батарейка заряжается или полностью заряжена;

«Х-» — идет активный разряд батареи;

«Х+-»  — частично разряженная батарея;

«Х0» — батарея полностью разрядилась;

Рис. 1. Тенденция влечения

Все батарейки работают одновременно и находятся в разном состоянии; одна разряжается, другая заряжается, а какая-то полностью пустая. Например, человек на кого-то разозлился и копит эту ярость, уже «пар из ушей идет» — это заряд батареи, в данном случае «s+». Затем он ищет того счастливчика, на которого выльет всю свою злобу — прицеливание «+-». Поймал свою жертву и «надавал ему как следует» — разрядил батарейку «-», мы так и говорим: «спустил пар». Влечение реализовано, напряжения больше нет, батарейка пуста — а значит, заряд «0». Таких факторов влечения (батареек) у человека восемь, они охватывают все сферы жизни человека и работают одновременно.  

Каждый фактор имеет два полюса, как и у батарейки есть два полюса «+» и «-».  Например, фактор «h» имеет два полюса: «h+», что означает любовь ко всему человечеству, а «h-» любовь к конкретному человеку. Когда не получается одно, человек переключается на другое, и так снова возникает круг (Рис. 2). Впрочем, у каждого человека всегда будет наблюдаться собственная индивидуальная картина.

 

                  Рис 2. Внутрифакторная динамика.

Нужно сказать, что в начале XX-го века набирала популярность наука генетика. К своему исследованию Липот Сонди подошел фундаментально и качественно, поэтому проделал большую работу над генетической теорией побуждений, которая полностью подтвердила его психологическую теорию побуждений и природу факторов и векторов теста.

Итак, мы разобрались в том, что существуют 8 радикалов, которые толкают человека в определенном направлении и представляют собой некие батарейки, то есть, тенденции влечения. Безусловно, эти восемь батареек взаимодействуют между собой определённым образом. В данном ключе мы подходим к взаимодействию факторов между собой.

Потребность влечения состоит из взаимосвязанных тенденций влечения. Следовательно, любая потребность влечения всегда является совместным продуктом отцовской и материнской тенденций влечения. Эти стремления чаще всего полярно расходятся в направлении своего действия. Например, потребность влечения к мужественности состоит из тенденции к агрессии, активности, садизму и одновременно из тенденции к пассивности, покорности и мазохизму.

Наше родовое бессознательное формируется из родовых наследий предков, в первую очередь, наследия матери и отца, и так далее всех предков. Фигуры матери и отца в родовом бессознательном стоят ближе всего, Сонди называл их «кондукторами». Материнская и отцовская фигуры имеют свое отображение и в потребности (факторе) влечения — две батарейки, которые имеют материнское влечение и отцовское влечение. Тенденции влечения соединяются и совместно образуют неповторимое индивидуальное проявление влечения мужества и других потребностей (Рис. 3).

                                    Рис 3. Проявление материнской и отцовской фигур в потребности влечения и в структурных элементах теста Сонди.

Важно отметить, что проявление потребности связано с двумя чаще всего полярно противоположными тенденциями.  Другими словами, происходит встреча двух противоположных фигур, а результат их взаимодействия определит характер и направленность влечения. Всегда есть борьба противоположностей. Без борьбы противоположностей не будет фактора.  Две силы, встречаясь с разных сторон, описывают круг. Сонди далее называет это наследный или семейный круг. Наследный круг —  и есть результат взаимодействия материнской и отцовской фигур. Таких наследных кругов существует четыре (Рис. 4). Как структурные элементы теста Сонди они называются «векторами».

Рис. 4. Наследные круги

Система влечений:

S — вектор сексуального влечения. Включает в себя женский фактор «h» — сексопатология, мужской фактор «s» — садизм.

P — влечение к пароксизму (пароксизм — спазм, стресс), это влечение к неожиданностям, сюрпризам. Включает в себя женский фактор «e» — эпилепсия, мужской фактор «hy» — истерия.

Sch — Я-влечения, это влечение к власти, «быть и иметь». Включает в себя женский фактор «k» — кататоническая шизофрения, мужской фактор «p» — параноидальная шизофрения.

C — влечение к контактам, коммуникации. Включает в себя женский фактор «d» — депрессия, мужской фактор «m» — мания.

Таким образом, природу четырех векторов Липот Сонди также вывел из четырех наследных кругов. Одна форма наследного круга может подарить сексопатологию и садистические расстройства. Второй наследный круг несет эпилепсию и истерию. Третий круг — шизофрению. Четвертый круг несет манию и депрессию. 

Сонди также объяснял, что заболевания человека проистекают из наследных кругов. То есть, если у человека диагностирована шизофрения, скорее всего, это потому, что в его родовом наследии есть фигуры предков, у которых была шизофрения. У человека изначально просматривается тяга именно к этому заболеванию.

В ходе исследований с пациентами Сонди многократно убеждался в том, что у человека богатое родовое наследие относительно именно того заболевания, которым он страдает. В некоторых случаях это влечение к заболеванию компенсировалось через профессию. Так, люди склонные к эпилепсии часто выбирали профессию священника, что трансформировало влечение и предотвращало развитие патологии. Сонди называл профессию «вентилем», потому что правильный выбор профессии становился предохранителем от патологии. Сила бессознательного побуждения, которая толкала человека в патологию, перенаправлялась в мирное русло профессиональной деятельности и человек добивался результатов. Таким образом, чтобы не стать преступником, он становился хорошим адвокатом. Или, чтобы не стать маньяком, человек становился хирургом.

                                              Сонди-Институт, Цюрих, Швейцария. Фото из архива НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество».

Позвольте, дорогие читатели, в данной статье представить вам одно из моих научных открытий, сделанных в рамках исследования психологического портрета наемного убийцы. Используя концепцию побуждений Л. Сонди, как один из инструментов исследования, я пришел к определённой модели, из которой проистекает, что у человека возможны два вида заболеваний.  У каждого человека есть два основных движущих фактора, по сути, это двигатель, как в автомобиле, на котором он едет по жизни. Шесть оставшихся факторов — это шесть дорог, по которым едет человек. Соответственно, возможны два вида заболеваний: поломка двигателя и авария на дороге (Рис 5). Поломкой двигателя, то есть, патологией в главных движущих факторах, является психопатия. А неумелое вождение по дорогам, то есть, неуправляемость в шести оставшихся факторах, ведёт человека к одному из видов психиатрических заболеваний. То есть, если у человека движущие факторы «h» и «s», он никогда не заболеет гомосексуализмом или садизмом, но может стать психопатом на этой почве. А шесть оставшихся дорог (факторы e, hy, k, p, d, m, применительно к данному примеру) могут привести его к соответствующему психиатрическому заболеванию.

Рис.5 Природа двух видов патологий: психопатии и психиатрических заболеваний.

Теперь сведём описанное в единую систему и представим в виде логической модели часов. Полярность влечения внутри одной батареи и скорость его переключения можно сравнить с движением секундной стрелки. Полярность взаимодействия двух батарей в одном блоке наследного круга — это минутная стрелка, соответственно. При столкновении/взаимодействии двух наследных кругов мы получаем ход часовой стрелки. Вместе «три стрелки часов» заводит и двигает бессознательная система побуждений человека, причём динамика побуждений происходит одновременно: как одновременно вращаются секундная, минутная и часовая стрелки (Рис 6).

Рис. 6 Эвристическая модель бессознательной системы побуждений человека.

Теперь позвольте представить вам небольшой и увлекательный экскурс в историю. Оказывается, эта система побуждений была хорошо известна образованным людям ещё до возникновения глубинной психологии и научной деятельности Л. Сонди. Начну рассказ с того, как в рамках моего исследования и реставрации неаполитанского фехтования был переведен на русский язык трактат «Наука фехтования» Бласко Флорио, изданный впервые в 1844 году. Труд «Наука фехтования» — это пример другого подхода к теории бессознательных побуждений.

Цитирую Маэстро Неаполитанского стиля Испанского фехтования Бласко Флорио:

«Человек  является  порождением  Природы,  живущий  в  условиях  борьбы противоположностей  —  а  именно,  между  врождённой  силой  и  инстинктом, стремясь  к  их  взаимному  сохранению  при  внешнем  воздействии, оказываемом множеством объектов, которые направлены на их разрушение. Вынужденный  в  одиночестве  следовать  меж  двух  огней,  повинуясь  силе первых,  он  был  вынужден  возродить  пути  противостояния  последнему (внешнему сопротивлению), дабы его избежать. И спасся он исключительно благодаря своим потребностям,  что  отражают  состояние  противостояния физических  и  душевных  сил.  Так  и  возникли  в  нём  первые  проявления  и акты обороны — а значит, и фехтования.

Но  если  инстинкт  самосохранения  толкает  нас  в  одном  направлении,  для того, чтобы мы могли выжить и оказать сопротивление, то есть и ещё один инстинкт — это инстинкт ПИТАНИЯ, который нацелен на то, чтобы атаковать и  поглотить.  Но  есть  и  ещё  кое-что  неотъемлемое,  от  чего  мы  никак  не можем  отказаться  —  и  оно  направлено  на  ЗАЩИТУ.  Потребность  в  атаке  и одержании  победы  продиктована  необходимостью  питания  —  пищу  надо добыть,  прокормить  себя,  чтобы  остаться  в  живых  —  именно  из  этого проистекает деление существ на хищников и фехтовальщиков, причём здесь вы  и  видите  оплот  фехтования  —  потому  как  любой  поединок  начинается именно так.

Но человек, будучи сверстником и фехтовальщиков, и хищников, находится между  ними.  Являясь контрастным  сочетанием  и  тех,  и  других,  подобных сил, как стремления к добыче, так и стремления добычи спастись, человек, в дополнении к тому, что он уже имел, создал войну, поскольку он чувствовал, что  может  оказывать  силу  на  себе  подобных  —  на  людей.  Движимый этим устремлением,  он  изыскивал  новые  средства  и  способы,  чтобы  смочь доминировать над другими людьми — и в самом себе (в теле) он нашёл  и то, что могло накормить, и то, что он так желал». Бласко Флорио «Наука фехтования.

[…] соответственно,  чтобы  управлять  силой  тех  или  иных движений,  прежде  нужно  задействовать  ум;  зрение  упускает  физическое содержание и то, что за ним стоит — а именно: движения интеллектуальные, а  затем  и  проявленные  в  мускулатуре.  И  причина  тому  —  потребность  в победе  или  же  в  самозащите,  что  заставляет  переходить  от  одной потребности к другой, от специализации  к специализации, от упражнения к упражнению, от размышления   к размышлению, от метода к методу, что в итоге  и  формирует  искусство  обращения  с  клинком,  фехтование;  всё перечисленное  многократно  увеличивает  силу,  а  она,  в  свою  очередь обращается в эффективность в надлежащее время, не только для того, чтобы обеспечить собственную защиту или победу, но и для того чтобы, в первую очередь, выступить в качестве метода освобождения от слабости.

В  момент  становления  общества  также  возникали  и  нормы  закона,  в  том числе  касающиеся  и  известных  искусств;

Фехтование, будучи  способом  перехода  к  обладанию  и  доминированию, стало нечто большим и в развитии пошло вперёд; фехтование исходило уже не из вопросов чести, но из множества прочих вещей. Впрочем, фехтование продолжало оставаться  не  только  самым  устрашающим  искусством,  но  им самым ценным, не терпящим поражений.» 

Бласко Флорио «Наука фехтования», 1844г.

В книге «Вековой обман» мной было подробно описано исследование прототипологии возникновения оружия и прототипология совершенствования жизни.

Сонди описывал метод середины и края. Крайние побуждения «h-s», «d-m» он описывал как животную составляющую человека. А побуждения «e-hy», «k-p» называл человеческой составляющей. Бласко Флорио называет хищниками тех, у кого первичный фактор «s» (атака), а тех, у кого первичный фактор защищать «h»,  он называет фехтовальщиками. Нужно сказать, что Бласко Флорио в своем трактате предлагает именно атаковать, а не защищаться. Практически все животные прототипологические модели неаполитанского фехтования являются хищниками: волк, тигр, хищная птица. Носорог, единственно, травоядное животное, поэтому он относится к модели фехтовальщика.

В палермском стиле фехтования, замечу, также присутствуют в качестве моделей хищная птица, змея и кот — это модели хищников. Морской еж в палермском стиле это модель фехтовальщика. Соответственно, мы получаем пять хищнических моделей и две фехтовальные, итого, семь моделей. Восьмая, модель плаща в палермском стиле, уравновешивает две системы между собой, фехтовальные модели и хищнические. За равновесие отвечает фактор «hy» («мораль», что как категория означает: «если нельзя, но очень хочется, то можно, но, до определенного предела»). Итого, мы получили восемь моделей фехтования, которые абсолютно соответствуют восьми факторам Сонди.

Бласко Флорио напрямую пишет о побуждениях «быть и иметь» это факторы «k р». Нормы закона —  этика «e», искусство —  мораль «hy». Как видите, вся система в сборе. Мы с уверенностью можем сказать, что знания о судьбе — это часть древней европейской науки, и Сонди продолжил традицию, переведя философскую категорию судьбы, в психологическую категорию побуждения. Затем, он проделал огромную научную работу и описал всю природу бессознательных человеческих побуждений, систему их работы и взаимодействия, а также влияние на поведение человека и принятие ключевых решений в жизни, что, впоследствии, определяет судьбу.

Огромный вклад Липота Сонди в развитие глубинной психологии и школы судьбопсихологии заключается в том, что он смог преобразовать философские категории в психологические и на базе этих психологических категорий создал проективный тест диагностики побуждений — тест Сонди. Наличие рабочего измерителя (теста) является важным столпом формирования школы психологии, как таковой, и связующим звеном между ее теоретическим фундаментом знаний и практической реализацией этого наследия в разных областях жизни и деятельности.

Искренне Ваш,

Доктор Олег Мальцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *