Принципиальные отличия психоанализа и судьбоанализа

Аннотация: в данной статье приведен сравнительный анализ целей и задач психоанализа и судьбоанализа. Структурно сравнительный анализ построен на рассмотрении и сравнении принципов, лежащих в основе данных направлений, области применения методов терапии, а также конечных целей терапии.

Ключевые слова: судьбоанализ, психоанализ, Зигмунд Фрейд, Леопольд Сонди, терапия, саморазвитие.

Современная психология представлена различными видами психотерапии, эффективность которых вызывает множество вопросов, однако данная статья посвящена сравнению целей терапии психоанализа и судьбоанализа. Сравнение и анализ данных направлений глубинной психологии будет представлено в виде рассмотрения отдельных принципов, целей каждого направления в отдельности.

В первую очередь следует отметить, что область терапии психоанализа охватывает лишь травматические неврозы и это довольно ограниченная сфера заболеваний человека. Психоанализ ставит своей целью – осознание вытесненных сексуальных потребностей, а через сублимацию освобождение человека от симптомов.

Судьбоанализ признает важность данного этапа терапии, однако считает его весьма ограниченным. Сфера терапии судьбоанализа значительно шире, поскольку она включает в себя как наследованные нарушения инстинкта, так и Я-нарушения, с подобного рода патологиями психоанализ не работает, поскольку его сфера ограничена личным бессознательным.

Липот Сонди признавал, что на первоначальном этапе терапии следует применять психоанализ, если психологические расстройства связаны с травматическими аспектами личного бессознательно, однако далее необходимо переходить к принципам и методам судьбоанализа.

С точки зрения принципов, которые главенствуют в психоанализе и судьбоанализе следует отметить, что теория психоанализа строиться на двух принципах: принципе желания и принципе реальности. Согласно Зигмунду Фрейду в бессознательном индивида главенствует принцип желания, согласно которому индивид стремится реализовать все свои желания. Однако существует и другой принцип, а именно, принцип реальности, согласно которого «Я», учитывая моральные принципы и установки, одни желания допускает к осознанию и воплощению, а другие желания отвергает и не допускает к осознанию и реализации.

Данные принципы не противоречат теории судьбоаналиа, однако главенствующими принципами судьбоанализа считаются следующие два принципа: «принцип свободы» и «принцип гуманизации». Исходя из практики судьбоанализа, принцип гуманизации возможно реализовать лишь после осознания и внедрения в жизнь принципа свободы.

Изначально рассмотрим, к чему приводит нарушение принципа свободы с точки зрения структуры психики, то есть патологические последствия нарушения данного принципа, которые ярко отражены в трех психологических расстройствах: невроз, психоз и психопатия. Более подробно с данными патологиями читатель может познакомиться на нашем сайте в статье «Потеря реальности при неврозах и психозах и положительный аспект данного явления».

Коротко суть заключается в следующем: при психозе на первый план выходит бессознательное, то есть оно главенствует над «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное выходит во внешний мир, поглощает действительность и изменяет ее в реальность.

При неврозе главенствует «Сверх-Я», то есть оно побеждает «Я» и вытесняет бессознательные тенденции.

Психопатия характеризуется полной властью «Я», «Я» получает полную свободу. Для него не существует моральных принципов «Сверх-Я» и бессознательных тенденций, «Я» совершает те поступки, которые считает нужным, в том числе и преступные деяния.

Для более глубинного понимания принципа свободы следует рассмотреть само понятие «свобода».

«Свобода — это первобытное состояние, которое стоит над противоположностью судеб принуждения и распущенности».

Иными словами, в данном случае под свободой понимается состояние, в котором индивид балансирует эти две крайности, то есть отсутствует излишнее принуждение, и он не впадает в крайность распущенности. В данном случае речь идет об «относительной свободе», которая достигается на одном из уровней развития индивида. Достижение даже «относительной свободы» для индивида является крайне сложной задачей. Поэтому психотерапевт согласно практике и догматов судьбоанализа при терапии берет на себя функцию первосвященного-Я и помогает распределить индивиду степени свободы между тремя инстанциями: «Сверх-Я», «Я» и бессознательным, таким образом реализуется «принцип свободы».

Если вспомнить высказывание Зигмунда Фрейда: «Где было ОНО, должно стать «Я», то с точки зрения «принципа свободы», данное высказывание носит ограниченный характер, поскольку задействует только две инстанции. Следуя «принципу свободы» данное высказывание должно звучать следующим образом: « Где господствует принуждение, должна управлять свобода; ОНО, «Я», «Сверх-Я» должны быть одновременно относительно свободны».  

«Принцип гуманизации» в полной мере отражается в конечной цели судьботерапии, однако чтобы прийти к пониманию данного принципа, рассмотрим некоторые понятия и сравним с конечной целью терапии в психоанализе.

В психоанализе конечной целью терапии считается освобождение индивида от симптомов, о дальнейшем каком-либо развитии речь не идет.

Судьбоаналитики конечной целью терапии считают – «становление индивида человеком в полном смысле этого слова, то есть «человеком гуманным».

Судьбоанализ не отвергает тот аспект, что необходимо помочь пациенту изначально избавиться от симптомов, однако рассматривает это как один из этапов, который необходимо пройти на пути развития. Судьбоаналитики на заре зарождения судьбоанализа как науки, еще в XX веке утверждали о том, что путь становления человека – это длительная и непростая дорога, которую придется человеку преодолеть. Об этом свидетельствуют и продолжительная терапия Липота Сонди, который терапевтировал пациентов от 3 до 9 лет. Судьбоаналитики считали себя воспитателями и придерживались мнения, что при достижении такой высокой цели не стоит торопиться, поскольку можно навредить индивиду, ведь не так легко пройти все этапы и достичь конечной цели. Безусловно, в некоторых аспектах можно согласиться, поскольку они, вероятно, были уместны в тенденциях XX века, однако не вписываются в реалии XXI века, где крайне важна скорость достижения поставленных целей и задач. Основные принципы, догмы учения судьбоанализа с достаточным успехом согласуются с тенденциями XXI века, но методы и способы терапии требуют корректировки и интеграции в условиях современности.

Однако вернемся к более детальному рассмотрению того, каким же образом индивид приходит к конечной цели терапии и что у него стоит на пути.

В судьбоанализе существует понятие «заболевание судьбы», то есть индивид проживает одну из возможных судеб, которая навязана ему предками. Каждая судьба содержит в себе определенную конфигурацию наследственных нарушений инстинкта и Я-нарушений. Заболевания условно по степени тяжести можно было разделить на две категории. К первой категории относятся: невроз, истерика, садизм, мазохизм, эксгибиционизм и фетишизм и другие. Ко второй категории заболеваний судьбы относятся: мания преследования, мания отношений, мания наблюдения; инфлятивные, нарциссические аффекты – мания величия, эротомания, кляузничество, религиозная мания, идеи прегрешения, магическая иллюзия всевластия, интроективная шизофрения, кататонический негативизм, отчаяние, безнадёжность, зависть, иллюзия разрушения и саморазрушения и прочие.

Индивид проживает одну из восьми комплементарных «Я-судеб», которая включает в себя одно, два или три, а может и больше вышеописанных заболеваний. Однако согласно доктрине судьбоанализа он лишь идет путь познания и саморазвития. Задача судьбоаналитика состоит в том, чтобы показать всевозможные «навязанные судьбы» и человек мог осознать всю ущербность отдельного существования. Чтобы индивид не останавливался на данном пути и освободился от «навязанного существования» и пришел к свободному выбору – выбору быть человеком.

Липот Сонди писал:

«животное следует навязанной судьбе, которая определяется невязанностью его инстинктивных и вегетативных жизненных процессов. У человека существует предназначение освободиться от наследной инстинктивной природы и выбрать свободную судьбу. Это называется «становлением человека» и является целью выздоровления в судьботерапии.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  3. Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 1. – Huber. 1963 – 264s.
  4. Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 2. – Huber. 1963 – 278s.
  5. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Оерк истории психоанализа: Сборник. СПб., «Алетейя», 1998 – 256с
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ (лекция 1-35). Перевод Г.В.Барышниковой. — Алетейя СПб. 1999 – 125с.
  7. Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод Г. Ярошевского –Просвещение. 1990— 448 с.
  8. Сонди Л. Судьбоанализ. – Три квадрата. 2007 – 480с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *