Понятие и причины феномена расщепления “Я”

Аннотация: в данной статье представлено описание понятия и причин возникновения феномена расщепления «Я». Изложены результаты судьбоаналитических исследований в контексте изучения феномена расщепления «Я» среднестатистического человека, сублимированного и человека с психологическими заболеваниями, а также представителей культур с низким уровнем цивилизации (дикарей Экваториальной Африки). На примере эвристической модели рассмотрен механизм и причины возникновения расщепления «Я».

Согласно истории психологии изначально понятие расщепление «Я» имело различные названия: «диссоциация», «распад сознания», «сеюнкция». Но в 1911 году Эйген Блейлер вводит для данного феномена общепринятое название «расщепление Я». Согласно утверждениям Блейлера расщепление «Я» относиться не только к шизофрении: «здоровая психика также может расщеплять свое «Я», как в состоянии бодрствования, так и во сне».

Согласно Блейлеру степень расщепления «Я» при шизофрении очень высока, у здорового индивида – средняя степень, у эпилептика – недостаточная. Исходя из этих данных, судьбоаналитики задались вопросом расщепления «Я» как у здоровых людей, так и у психически больных. В результате в теории судьбоанализа возникло «учения Я», согласно которого «Я» является совокупностью четырех элементарных функций:

  • проекции
  • инфляции
  • интроекции
  • негации

Следует заметить, что ранее в психопатологии никем эти четыре функции не рассматривались во взаимосвязи, а лишь изолировано друг от друга. И лишь благодаря экспериментальным исследованиям удалось установить закономерность и последовательность срабатывания данных функций, что было отражено в следующей эвристической модели, которая получила название «круговорот в Я».

Рисунок №1 Схематическое изображение круговорота в «Я».

Согласно теории судьбоанализа каждая элементарная функция в отдельности является как в детстве, так и во время становления индивида определенными пунктами либо уровнями развития индивида. Посредством элементарных функций индивид реализует все свои потребности и побуждения, а также посредством их происходит восприятие внешнего мира. Физиологическое развитие «Я» также соответствует данному круговороту: партиципация (проекция), инфляция, интроекиия, негация   (адаптации индивида).

Экспериментальный «Я-анализ» показал, что данный круговорот имеет важное значение для патологии «Я», а именно для разъяснения причин расщепления «Я». В ходе исследований было доказано, что причиной расщепления «Я» является торможение в круговороте на одной из элементарных функций, то есть круговорот останавливается на одной из функций.

Иными словами, расщепление «Я» возникает вследствие выпадения из круговорота определенных функций, то есть они не задействуются «Я», в результате чего одни функции вообще исключаются, а другие наоборот более интенсивно задействованы, что приводит к определенному виду заболевания.

Особое значение в контексте рассмотрения феномена расщепления «Я» имеют понятия «интеграция» и «дезинтеграция». С точки зрения судьбоанализа интеграция – это состояние, при котором в круговороте задействованы все четыре элементарные функции и не происходит длительной задержки на одной из функций. Иными словами, любая потребность, идея, проходит все четыре элементарные функции от проекции до отрицания и ни одна из функций не выпадает из этого процесса.

Дезинтеграция – это состояние, при котором ни одна из элементарных функций не задействуется «Я», в результате все психические процессы происходят без участия «Я», что называется «сумеречным состоянием».

Для объяснения феномена расщепления «Я» исследованию подлежали не только психически больные люди, здоровые, но и индивиды разных культур.

Как известно из ряда источников Цюрихского института Сонди, Липот Сонди проводил самостоятельно диагностику многих как здоровых, так и психически больных людей, а также  получал результаты тестирования из многих стран мира, в том числе из Экваториальной Африки. Экспериментальный анализ  дикарей представляет особый интерес при рассмотрении феномена расщепления «Я». Поскольку выяснилось, что у 100% обследуемых дикарей обнаружились различные виды расщепления, однако они были психологически здоровыми. При этом подобного рода расщепления «Я» у цивилизованного индивида приводят к различным психическим заболеваниям. У примитивных дикарей в большинстве случаев наблюдается тотальная проекция, однако, из-за их единения с предками, а также «тотемной религии», она не вызывает у них развития шизофрении. У цивилизованных людей данный вид расщепления вызывает «бредовые идеи» и галлюцинации. Данное исследование позволило судьбоаналитикам определить взаимосвязь между возникновением проекции и уровнем цивилизованности индивида. 

При исследовании цивилизованных людей испытуемые были разделены на две группы: среднестатистический человек и сублимированный индивид.

У среднестатистического человека был выявлен следующий вид расщепления: на переднем плане находятся две функции: проекция и негация. При данном виде расщепления у индивида формируется социальная адаптация, которая выражается в отсутствии желаний «всем быть» (инфляция) и «все иметь» (интроекция). Из этого следует, что в нашем мире, чтобы стать социально адаптированным, необходимо отказаться от желания слишком много «иметь» и слишком много из себя представлять.

Сублимированный человек отличается тем, что у него все четыре функции задействованы в круговороте, то есть все функции реализуются в жизни. Однако численность таких индивидов крайне малочисленная. В большинстве случаев данный вид проявляется в «интеллектуальном трудоголизме», при котором откалывается проекция, а угроза полной инфляции тормозиться за счет навязчивой деятельности, в то же время она частично реализуется.

В результате исследования индивидов с психическими заболеваниями удалось выяснить классификацию и определённую закономерность расщепления «Я». В первую очередь необходимо отметить, что через призму круговорота четырех элементарных функций, следует рассматривать два вектора влечений, а именно: Р – пароксизмальный и SCH- Я-влечения, поскольку согласно теории судьбоанализа они относятся к «человеческим факторам», то есть они отражают человеческие влечения, два других стремления являются инстинктивными, то есть отражают проявления инстинктов. Согласно исследованию удалось установить восемь видов расщепления: четыре вида расщепления «Я» относятся к пароксизмальному вектору, а другие четыре – к вектору Я-влечений.

Учение о расщеплении «Я» имеет крайне важное значение в психотерапии, поскольку с помощью экспериментальной диагностики можно определить вид расщепления индивида, а именно какие функции «Я» не задействуются в жизни индивидом. Также теории судьбоанализа содержит множество различных способов, которые позволяют поэтапно включать в круговорот отдельные функции «Я» и в конечном итоге даже прийти к сублимации личности, однако это не простая задача для судьбоаналитика, поскольку в данном процессе имеют значение множество факторов.

Судьбоанализ в отличие от других школ и направлений психологии не только с точки зрения раскрытия механизмов расщепления «Я» и по многим другим вопросам имеет значительное преимущество. Во-первых, заболевания, которые возникают в результате расщепления «Я» диагностируется не только с помощью симптомов, присущие тому или иному заболеванию. А на основании результатов тестирования, поскольку определенному заболеванию соответствует та или иная взаимосвязь факторных картин системы побуждений индивида. Результаты тестирования позволяют также сделать прогноз относительно успешности терапии и подобрать эффективные способы. С точки зрения расщепления «Я» теория судьбоанализа представляет не разрозненные данные, а систему, отражающую классификацию расщеплений «Я», исходя из эвристической модели круговорота элементарных функций «Я». Также одним из важных выводов, о котором говорил Блейлер, но он не был на тот момент времени доказан экспериментальным путём: расщепление «Я» наблюдается не только у психически больного человека, но и у здорового среднестатического индивида и встречается довольно часто. 

Список цитируемой литературы:

  1. Bleuler Е. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien, Leipzig—Wien, 1911.
  2. Сонди Л. Судьбоанализ. – Три квадрата. 2007 – 480с.
  3. Szondi L. Triebpathologie. Band 1. – Huber. 1952 – 234s.
  4. Szondi L. Triebpathologie. Band 2. – Huber. 1952 – 307s.
  5. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. – Wien: Huber. 1972 – 489s.

  

Добавить комментарий