Понятие архетипа Персона

Аннотация: предметом исследования данной статьи является архетип персона. Следовательно, описаны механизмы формирования персоны в свете аналитической психологии и теории судьбоанализа. Представлена роль данного архетипа в контексте индивидуации, то есть пути становления индивида личностью.

Ключевые слова: архетип, персона, Юнг, Сонди, судьбоанализ, индивидуация, развитие личности.

Каждый человек что-то из себя представляет, его каким-то образом воспринимают окружающие, с точки зрения психологии данное явление получило название «персона». Впервые это название было введено К.Г. Юнгом – основателем аналитической психологии.

Юнг пишет, что: «Персона – это маска, которая подменяет индивидуальность,  пытается верить в самого себя и других, что человек индивидуален, хотя это всего лишь игра роли, через которую говорит коллективная психика» (5).

Исходя из этого определения следует, что у индивида относительно своей индивидуальности существуют определённые заблуждения. Индивид считает, что в определенной степени он сформирован как личность, но это является всего лишь «маской», которая формируется под влиянием коллективного бессознательного. То есть человек вынужден каким-то образом существовать и взаимодействовать с людьми, а для этого он создает социально приемлемую «маску».

В профессиональной жизни индивида персона выражается в определённой профессии, деятельности: врач, профессор, учитель, столяр и прочее. Поскольку в обществе принято, что, например, врач должен выглядеть определенным образом, должен соответствовать определенным моральным качествам, в силу этого,   индивид вынужден всему этому соответствовать, иначе его никто не будет воспринимать как врача. От человека общество требует не только в профессиональной сфере, но и повседневной жизни, чтобы он вел себя определённым способом, то есть модель поведения должна соответствовать требованиям общества, он должен иметь определенные черты характера, совершать поступки, принимаемые обществом – соответствие всем этим требованиям и формирует «социально приемлемую маску», то есть персону.Несмотря на то, что понятие «персона» была введена К.Г. Юнгом, им не были в полной мере описаны механизмы формирования персоны. Липот Сонди как один из представителей глубинной психологии в своем труде «Я-анализ» уделяет внимание описанию понятия «персона» и механизмам формирования.

В свете Я-анализа говориться о том, что персона формируется через:

— интропроекцию

— интроинфляцию

Формирование персоны через интропроекцию

Коллективное бессознательного каждого индивида содержит в себе изначальное представление, образ любой профессии. Следовательно, этот изначальный образ, например, возьмем священника, проецируется на любого человека, который является священником. В силу этого, индивид, если хочет, чтобы его таковым воспринимали в обществе, вынужден изменяться и соответствовать этому изначальному образу. В результате он коллективные проекции определённой профессии присоединяет к своему «Я». Человек идентифицирует себя с проецируемым изначальным образом, а через интроекцию — присоединяет к своему «Я» изначальный коллективный образ, то есть его содержание. В данном случае персона является результатом интропроекции коллективных свойств.

В результате идентификации себя с персоной, человек изменяет свой характер, поведение, однако он не осознает, что эта «маска» относиться к определённой профессии или должности и является частью коллективной психики, а не его личности. В результате чего  происходит в той или иной степени растворение личности в коллективной  психике. Опасность заключается в полной идентификации себя с персоной, при которой индивид может полностью уйти от действительности.

Формирование персоны через интроинфляцию

В данном случае формированию персоны предшествует коллективная инфляция, когда «Я» индивида расширяется за счет содержания коллективного бессознательного. В том случае, если индивид посредством интропроекции сдерживает коллективную инфляцию, что приводит к дефляции, то можно надеяться на благоприятный исход. То есть человек способен сузить свою инфляцию — желание «быть всем» и реализовать ее в профессиональной деятельности, в таком случае индивид спасен от сумасшествия. В противном случае, если индивид не способен отказаться от безграничного расширения «Я», а в особенности от безграничного расширения в профессии или должности,  то человек может стать безумен. Все зависит от занимаемой позиции «Я».

Формирование персоны. К.Г. Юнг

К.Г. Юнг с точки зрения формирование персоны пишет, что она является частью коллективной души. Персона считается совокупностью психологических факторов, с помощью которых индивид стремиться создать видимость целостной личности. В процессе формирования кажущейся целостной личности индивид какую-то часть факторов включает в содержание персоны, на что-то он не обращает внимание, а что-то вытесняет или отрицает. Подобного рода процесс Юнг считает одним из способов самовоспитания, однако в нем отсутствует управляемость, в то же время он является еще и насильственным. Поэтому индивид при создании персоны, которая должна соответствовать идеальному образу с точки зрения общества, вынужден многим жертвовать и отказываться, что в большинстве случае приносит лишь вред для отдельного индивида.

На сновании своей многолетней практики К.Г. Юнг приходит к выводу, что во время анализа личного бессознательного, происходит присоединение к личности не только части личного бессознательного, которая была вытеснена, но и часть коллективного бессознательного осознается. Безусловно, данное явление приводит к расширению сознания индивида и в то же время оказывает огромное влияние на формирование персоны.

Рассматривая понятие персоны нельзя не упомянуть о центральном и самом главном явлении аналитической психологии – индивидуации.

Индивидуация – это путь героя, путь становления человека личностью.

Индивидуация с точки зрения аналитической психологии имеет определенные стадии, которые человек проходит на пути становления личностью. Отправной точкой данного пути является «персона». Это значит, что прежде, чем стать на данный путь индивид должен осознать, что он личностью на данный момент не является, а им создана лишь «социально-приемлемая маска», которая позволяет ему относительно успешно существовать в этом мире, обществе. Юнг пишет, что какую бы маску не носил человек, какую бы роль ни играл в обществе, бессознательную самость невозможно до конца вытеснить, она все ровно будет проявляться в жизни индивида и заставлять человека идти этот путь.

Данное проявление в жизни можно наблюдать в виде того, как высокопоставленного чиновника снимают с должности, руководителей предприятий увольняют, бизнесмены разоряются. Это является одним из вариантов проявления требований бессознательной самости. Также еще одной предпосылкой для осознания индивидом необходимости роста, являются определённые жизненные кризисы. Например, кризис среднего возраста, который возникает у каждого человека только в разном возрастном интервале – у одного в 40 лет, а у другого в 25. Данная разновидность кризиса заключается в том, у человека возникает переоценка ценностей, анализ прошлого на предмет того, что им было достигнуто и сделано.

Из биографии К.Г. Юнга известно, что такой жизненный кризис у него возник в возрасте примерно 40-ка лет, в тот момент времени у него произошел разрыв с З. Фрейдом. Он пришел к такому психическому состоянию, при котором он видел мистические сны, у него были видения духов. Весь этот жизненный этап был им описан в «Красной книге».

Исходя из вышеописанного следует, что персона – маска, которую каждый человек сформировал и выставляет как личность — является заблуждением. Поскольку, чтобы стать личностью необходимо пройти определенный путь, только после этого можно говорить о целостной личности. В данном контексте следует заметить, что первый этап становления личностью как раз и знаменуется «развалом» персоны или «маски», которую носит индивид. Это происходит, как отмечалось ранее в силу определённых жизненных кризисов, однако без соответствующих знаний человек не способен двигаться дальше, он зачастую вообще не осознает, что происходит. В данном случае возможно два варианта развития событий: либо человек восстанавливает свою персону, либо это может привести к негативным последствиям — заболеванию, смерти. Но в том, случае, если человек обладает необходимыми знаниями, либо находит специалиста, который способен объяснить и помочь пройти это путь, то индивид может стать действительно целостной личностью.

Список цитируемой литературы:

  1. Jung C. G. The Red Book. — W. W. Norton & Company. 2012 – 600р.
  2. Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. – Vintage. 1989 – 430р.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  4. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  5. Юнг К.Г. Отношение меду эго и бессознательном. 1928 – 38с.
  6. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. — Академический проект. 2015 – 304с.
  7. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – Наука. 1996 – 269с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *