Пирамида ущербности

Аннотация: в данной статье впервые представлена эвристическая модель ущербности и описаны ее ключевые параметры, что является результатом научных исследований академика УАН Мальцева Олега Викторовича в области психологии ущербности.

Изучая такую категорию, как ущербность, можно точно сказать, что каждый человек в этом мире живет с определенной степенью ущербности. Чтобы разобраться в геометрической форме ущербности, необходимо более подробно рассмотреть модель психики, потому что именно психика человека является основой ущербности.

Данную модель психики академик Олег Мальцев впервые представил на научном симпозиуме «Жизненный триумф» в Палермо в декабре 2019 года. Данная модель является результатом многолетней научной работы Олега Мальцева, связанной с изучением трудов Липота Сонди о парности факторов теста Сонди, лекций итальянского психиатра Чезаре Ломброзо, а также работ советских академиков А.С. Яковлева и Г.С. Попова.

Психика человека является определенной системой, включающей в себя четыре категории:

  • «могу сделать»;
  • «знаю»;
  • «умею»;
  • «помню».

Фото 1. Модель психики О.В. Мальцева

«Помню» — это результат взаимодействия, так называемого «Я» и тела человека. Как человек это воспринимает? Существует определённый объём информации, который человек помнит, например, от номера телефона мамы до таблицы умножения. Это и является информацией, которую человек помнит.

«Знаю» связано с настоящим временем. Здесь речь не идет о категории прошлого, связанной с памятью. То есть человек знает что-то о том, где он находится сейчас. Человек не может знать абстрактно. Он знает о чём-то, как об элементах или как о системе. «Знаю» также является продуктом всех заблуждений человека. Но сам человек не осознаёт своих заблуждений и относится к ним, как к знаниям.

«Умею» — это всегда категория «Х», подразумевающая изменение пространства, в котором находится человек, а это вызывает сопротивление извне. Как только человек намеревается кого-то или что-то в мире изменить (пусть даже незначительно), обязательно найдутся те, кто будет против изменений. Другая особенность категории «умею» — это множество вариантов. Человек может что-то сделать сам, чужими руками, используя систему координат (например, свою фирму) или иерархию. К примеру, женщина может сама ничего не уметь делать, но её муж, допустим, способен на многое. В итоге, жена может многое сделать в жизни руками мужа. Таким образом, «умею» — это всегда многовариантная система, которая встречает сопротивление при реализации.

Категория «могу сделать» не менее важна в жизни, чем «умею». Человек может уметь, но ничего не делать при этом. «Могу сделать» — это своего рода инстинкт. Человек не задумывается, как у него появляется осознание того, что он может что-то сделать. Это некая спонтанная эмоция. Он просто уверен, что у него всё получится. Однако, чтобы действительно мочь сделать что-либо, необходимо время и определённая методика тренировки. Просто так научиться что-либо делать невозможно. Можно уметь, но не иметь решимости, или, наоборот, человек может быть очень статусным, иметь решимость, но не иметь навыков, в результате он не сможет справиться даже с простой задачей. О таких часто говорят: «человек с завышенной самооценкой».

Важно учитывать, что все вышеперечисленные категории — бессознательные. Человек не получает специальный пакет знаний или навыков с самого детства. Это, как правило, происходит спонтанно. Человек изучает то, что ему интересно в тот или иной момент времени, и не учится системно. Память, пожалуй, самая неизведанная категория из всех, однако, каждый человек на каком-то уровне использует свою память в течение жизни. Тренировать и менять себя человек начинает только в тот момент, когда ему становится страшно. Это может быть страх остаться без крыши над головой, еды или работы, а также боязнь насилия и т.д.

Если смотреть на эту модель с точки зрения ущербности, то в общей системе всегда будет один из двух сбоев — отключён движок или не работает затвор. То есть не работать может что-то одно (движок) или сразу две категории (образующие затвор), при этом движок всегда первичен. Как это выглядит в жизни? Человек может что-то помнить, но не уметь. Может что-то знать, но не мочь сделать, или может помнить, знать, но не уметь и не быть способным что-то сделать. У каждого человека существует определенная конфигурация работы данной системы. Может не работать что-то одно, два или три. Степенью ущербности человека является ответ на вопрос: что из этой системы не работает?

Знания и умения делают человека человеком. У животного есть решимость и память, основанная на инстинктах. Животное может уметь делать что-то примитивное, например, рыть норы. Но категория «знать» является сугубо человеческим понятием.

Существует ещё одна важная категория, которую необходимо обсудить в рамках данной модели психики — это «понимаю». Эта категория является самой обширной и неизвестной с точки зрения психики человека. «Понимать» – это знать, с помощью чего и как что-то сделать. Например, не достаточно понимать, что на доске можно писать, ещё нужен маркер, с помощью которого можно это делать.

Большинство людей считают, что они знают, что-то помнят, вопрос, умеют ли, и точно не понимают.

Так работает модель психики человека, при этом каждая из представленных категорий является всего лишь оценочной.

Далее опишем категории, которые необходимо учесть, чтобы составить цельную схематичную модель ущербности человека. Можно сказать, что это определённые запчасти, влияющие на формирование ущербности.

  1. Дрессировка и воспитание. У человека существует определённый этап развития личности, когда в его моделях поведения наибольшим образом проявляется его животная составляющая. Именно в этот период воспитание личности имеет некую модель дрессировки, безусловно, без физического воздействия на человека.
  2. Особенности сформировавшейся конфигурации ущербности. У каждого человека они разные. Это его привычки, мнения, принципы и т.д.
  3. Уровень знаний на текущий момент времени. Все люди отличаются по уровню знаний и подготовки вне зависимости от возраста.
  4. Степень решимости также отличается у всех людей вне зависимости от возраста и пола.
  5. Глубина взаимодействия с памятью. Речь идёт об интуиции, которая также развита у всех людей в разной степени.
  6. Навыки и скорость обучения. Крайне важно, насколько быстро человек может обретать навыки.
  7. Компенсация от дефицитарности. Говоря простым языком, это то, как человек налаживает своё состояние, как он компенсирует свои неудачи, последствия ущербности и т.д. (кто-то может бить грушу в боксерском зале, кто-то налаживает состояние при помощи алкоголя).
  8. Тенденции устремлений к реализации ущербности одного из трёх сценариев:

1) Линия Антонио Маттея. Принять свою ущербность и использовать её для прихода к совершенству.

2) Линия Леонардо Чьяккио. Соединение фокусника и учёного. Эта система находится в постоянном конфликте. В результате битвы этих двух сторон всегда генерируются лучшие решения.

3) Линия Франческо Виллардиты. Изменение геометрии сосуда, испитие чаши ущербности до тех пор, пока не останется одна капля.

У каждого человека есть некое фантомное представление того, что для него будет лучше. Но это всегда лишь представление, которое он не может описать или как-то подтвердить.

Ущербность человека можно представить в виде пирамиды, конфигурация которой является её высотой. Степень целостности (четыре точки опоры пирамиды) формируют вертикальные конструкции. То есть в основе пирамиды, как фундамент, расположена психика человека.

Фото 2. Пирамида ущербности

Далее представим, как описанные нами запчасти, влияющие на формирование ущербности, а также другие составные части, соотносятся с самой моделью ущербности.

Например, дрессировка и воспитание — это некий материал, из которого сделана пирамида. Есть такое выражение — «из какого теста сделан человек», то есть насколько искусно он выкован или вылеплен, что он собой представляет. Здесь мы имеем дело с двумя категориями — материалом и искусством построения пирамиды, где одно компенсирует другое. Условно это можно представить так: гипс и руки мастера, мрамор и возможность его обрабатывать. То, из чего и как сделана пирамида. Чем прочнее конструкция, тем сложнее с ней работать.

Скорость обучения — это скорость изменения конфигурации самой пирамиды, и она может быть разной. Пирамида не бывает у человека такой целостной, как изображено на рисунке. Это некий идеал, который всегда недостижим.

Чертеж строительства пирамиды — один из трёх вариантов работы с ущербностью. Линии Маттея, Виллардиты и Чьяккио — это проектная документация строительства пирамиды, то, как хотелось бы её построить. Однако склонность обычно так и остается склонностью, потому что никто не знает, как это работает, есть только некое фантомное представление.

Почва, на которой стоит пирамида — это особенности динамической импульсной составляющей психики. Если представить, что эта пирамида не висит в безвоздушном пространстве, а стоит на прочном основании в виде психики человека, то под этим основанием существует определённая почва. Откуда она берется? Из индивидуальной животной составляющей человека, к которой применяется дрессировка. Речь идёт о комплексе скопированных, кажущихся эффективными моделей поведения и антропологических признаков. Это система работы нашей памяти, определённые антропологические признаки и наша импульсная составляющая. Одним из проявлений в жизни этой почвы является менталитет. Например, люди, живущие на разных континентах, имеют разную культуру, традиции, религии, форму мышления, ценности и т.д.

Теперь необходимо разобраться с высотой пирамиды, которую составляют стадии формирования личности. Их всего четыре, поэтому можно условно разделить пирамиду на четыре этажа:

  1. Дефицитарность;
  2. Фантомность;
  3. Поиск Отца или Матери;
  4. Сила иерархии.

Чтобы описать подробнее все стадии, необходимо разобраться с ключевыми понятиями исследований Липота Сонди в области побуждений, на базе которых он и создал свой проективный тест (тест Сонди).

Итак, поговорим немного о факторах и векторах теста Сонди как ключевых понятиях Школы судьбопсихологии.

Фото 3. Тест Сонди

Одним из центральных понятий в судьбопсихологии выступает «влечение». Сонди подробно рассматривает эту проблематику в книге «Экспериментальная диагностика побуждений». Влечения являются радикалами или источниками действий человека.

Радикал — это глобальный корневой фактор, служащий источником человеческих действий. Радикалы образуются в результате работы системы, построенной на основе восьми факторов влечений, которые как источник неведомых сил толкают человека в определенном направлении. Происходит это на бессознательном уровне. Для удобства назовем эти блоки так:

Блок 1. Влечение к мужчине/женщине и разрушение (h; s). Этот блок в жизни человека отвечает за навыки и знания.

Блок 2. Этика и мораль (e; hy). Этот блок формирует философию человека.

Блок 3. Тенденция к «быть» и «иметь» (k; p). Это блок управления и менеджмента.

Блок 4. Тенденции к контактам (d; m). Данный блок отвечает за условия.

Все четыре группы тенденций влечения соединяются, образуя индивидуальное проявление влечений, побуждений и потребностей у каждого человека, что в результате показывает тест Сонди. Более подробно вся система описана Мальцевым О.В. в книге «Философия Сонди».

Далее необходимо рассмотреть стадии формирования личности посредством некоего двигателя, играющего важнейшую роль в судьбе человека и достижении триумфа в жизни. Основной двигатель человека является своего рода отправной точкой развития личности и ключевым фактором, когда речь идёт о достижении триумфа в жизни. Для реализации триумфа к каждому человеку необходимо подобрать индивидуальный подход, соответствующий его ключевому двигателю.

Кроме ключевого двигателя, который у каждого человека существует от рождения, в течение жизни у него могут возникнуть еще три. Таким образом, в идеальном варианте должна сформироваться система из четырёх двигателей.

Теперь перейдём к описанию природы возникновения системы двигателей человека. Для этого потребуются условия, менеджмент, навыки и знания, а также философия. Говоря языком Сонди, это четыре блока, толкающих человека на определённые действия на бессознательном уровне.

Например, если в семье было много скандалов, человек рос в постоянном состоянии напряжения, его лишали внимания и признания, не любили и отбирали то, что он хотел, то его двигателями станут h; s.

Если человек жил с родителями-алкоголиками/наркоманами и был беспризорником, то его двигателями будут e; hy. Такие люди постоянно размышляют о справедливости и несправедливости. Тем, кто изменит их жизнь и поможет «подняться» в обществе, будут навсегда преданными.

Если человека били, унижали его достоинство, предавали и демонстрировали, что он «пустое место», его двигателями станут k; p.

Если у человека было голодное детство, нечего было есть, его двигателями станут d; m.

Можно сказать, что жизнь человека в её комплексном понимании и определяет его двигатель. Другими словами, что для человека было самым главным, чего ему не хватало больше всего, чего он был лишён, то и становится его двигателем. Таким образом, дефицитарность создает конфликт и запускает двигатель.

Дефицитарность порождает для человека необходимость компенсации. Человек всегда стремится к тому, чего у него нет. Это и есть проявление конфликта с внешним миром. То, чего человека лишали с самого детства, чего ему остро не хватало, и становится его двигателем. Двигатель формируется до 14-16 лет, после чего остаётся неизменным на всю оставшуюся жизнь. Со временем его влияние только усиливается.

Затем, на этапе выбора профессии, у человека возникает некая развилка. В этот момент он склоняется в сторону социально приемлемой профессии или преступной. Если нагрузка не критическая, человек, как правило, выбирает социально приемлемую профессию, посредством которой он может компенсировать дефицитарность.

С точки зрения компенсации, в профессиональной деятельности существуют определённые нюансы. Например, родители заставили ребенка поступить в тот университет, который они выбрали на свое усмотрение. Может возникнуть ситуация, когда ребёнок не смог сдать вступительные экзамены и ему пришлось выбирать другое направление. Либо он вовсе ошибся с выбором, думая, что некое направление будет ему по душе, но это оказывается не так. В этих случаях дефицит не компенсируется.

Если профессия компенсирует дефицитарность, человек поднимается по социальной лестнице. Если профессия не компенсирует дефицит, то человек опускается в социальной иерархии. Такая динамика называется «социальный лифт».

Затем появляется вторая развилка. Человек выбирает, по какой линии двигаться в профессии — по руководящей или по линии специализации. В данном аспекте можно отметить определённые предрасположенности: люди с двигателями h; s или d; m склонны становиться экспертами; те, у кого двигатели e; hy или k; p, как правило, стремятся к руководству.

Четвертая и последняя развилка — «стоп деятельность». Она может не возникнуть, но существует и будет преследовать человека. Многие не прекращают свою деятельность даже в глубокой старости, а другие, выходя на пенсию, перестают заниматься всеми делами. Однако не рекомендуется полностью прекращать свою деятельность, иначе запускается механизм регресса.

Второй двигатель (фантомность) — это то, что позволяет обеспечить желаемое будущее. Фантомное представление о своей благополучной жизни создает вопрос о справедливости. Таким образом, второй двигатель включается в момент, когда человек находит генератор силы, помогающий реализовать справедливость. 

Первая работа, на которую устраивается человек, как правило, заканчивается психотравмой. Его увольняют, потому что он ничего не умеет, или это работа, которую он не хотел и не выбирал, но был вынужден на неё устроиться, чтобы как-то прокормить себя и семью. Это всегда не то будущее, которого он хотел. Будущее имеет важное значение, поскольку оно запускает самоидентификацию: «кто я?», «к чему я примыкаю?». Организация должна обладать большим силовым компонентом, принять человека и обеспечить его защиту. Именно поэтому раньше были так популярны рыцарские ордена, тайные и научные общества. Сегодня в большинстве случаев коммерческие предприятия создаются исключительно для владельца, чтобы обеспечивать его будущее.

Включение третьего двигателя (поиск Отца или Матери) связано с поиском авторитета или Наставника. В определенный момент жизни у человека наступает разочарование в родителях. Тогда человек начинает инстинктивно искать условную замену своим родителям. Говоря языком архетипологии швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, женщина ищет Великого Отца, а мужчина — Великую Мать. Почему так происходит? В определённый момент времени человек понимает, что его родители не смогли дать ему справедливость и обеспечить движение вверх.

Однако на этом этапе развития личности существует опасность: поиск Великой Матери — это тупик. Нужно искать Великого Отца, вне зависимости от пола самого человека. Но человек это делает бессознательно. Тот, кто находит Великую Мать, рискует остаться никем пожизненно, а тот, кто находит Великого Отца, как правило, добивается триумфа.

Человек ищет того, кто поможет ему сориентироваться в жизни и добиться больших результатов. Когда такой авторитет появляется, включается третий двигатель.

Четвертый двигатель (власть и сила иерархии) — это жертва свободы, которая в интересах будущей и настоящей власти завершает формирование личности человека и делает его особой с относительно постоянными силовыми компонентами. Понятие «жертва свободы» означает, что речь идет об эксплуатации силы иерархии, позволяющей человеку иметь власть над другими людьми, находящимися вне этой иерархии. С возникновением четырёх двигателей у человека возникает власть. Инстинкт власти человек реализовывает в одном из двух направлений — в свою пользу и в пользу той иерархии, частью которой он является.

Формирование этих этапов и двигателей проходят все люди, большинство — неосознанно и неуправляемо. Сколько времени потребуется на формирование этой системы, человеку не ведомо. Тот человек сильнее, у которого эта система сформирована, а все остальные люди нуждаются в том, чтобы их организовывали. Потребность во власти возникает только после возникновения трёх двигателей, когда у человека есть ум, сила и решимость.

Так выглядит эвристическая модель пирамиды ущербности на базе психики человека. Однако существуют ещё некоторые аспекты, которые важно отметить.

Отсутствие ущербности — это полная пирамида с идеальными гранями, стоящая на твердой почве, но так никогда не бывает. Каждый человек находится на определённой стадии развития личности, что влияет на этажи пирамиды. Движки психики также работают индивидуально и нецелостно, что влияет на грани пирамиды. Например, если у человека не работает движок «умею», то пирамида лишается целой грани, если не работает два движка, соответственно, у пирамиды будут отсутствовать две грани и т.д. Все люди что-то знают, умеют, помнят и могут в какой-то степени.

Ущербность является одной из главных категорий психики человека. Можно сказать, что конфигурация ущербности (пирамиды) — это и есть структура психики человека.

Но самым главным препятствием в формировании целостной пирамиды является то, что в одиночку сделать из неё нечто иное в виде достойного характера человек не сможет. Всегда нужна рука мастера, который будет направлять, помогать и условно руководить строительством пирамиды. Самого человека уже построил Бог, но пирамиду необходимо строить в течение жизни, безусловно, зная, как это сделать. Также это может происходить на бессознательном уровне, но тогда результат будет неизвестным и неуправляемым. В этом случае пострадает сам человек или кто-то из его окружения, в той или иной степени.

Например, врач сказал «могу» и приступил к операции. В результате человек умер на операционном столе. Другой человек сказал «не забуду» и забыл. В результате кто-то умер с голоду. А третий дал слабину на поле боя — и погибли люди. Это то, что принято называть человеческим фактором. Другими словами, это совокупность применения вооружения этой системы (пирамиды ущербности) против людей. Учитывая то, что такая пирамида существует у каждого человека, то люди и применяют её друг против друга на протяжении всей жизни.

Именно пирамида ущербности определяет восприятие мира каждого человека. В результате он смотрит на мир сквозь эту пирамиду ущербности, как через некую призму. Чтобы поменять восприятие, необходимо изменить геометрию ущербности, но саму пирамиду поменять невозможно.

Автор: Марина Николаевна Ильюша, руководитель НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *