Пьер Жане. Забытое интеллектуальное наследие

Пьер Мари Феликс Жане — французский психиатр, ученик Жана-Мартена Шарко, чье новаторское исследование диссоциативных расстройств заложило основу аналитической психологии. Пьер Жане изучал случаи, когда люди, казалось, функционировали автономно от своего нормального сознания: под гипнозом, одержимостью духами и истерией. Он предположил, что в этих случаях от основной личности отделялось отдельное сознание., формируя новую идентичность, и что они существовали изолированно, без взаимодействия друг с другом. Первоначально он называл это состояние «раздвоением личности», хотя позже оно стало известно как «диссоциативное расстройство». Жане объяснял эти явления строго материалистическими научными терминами, отвергая альтернативные объяснения, связанные с духовностью. Таким образом, его работа была аналогична работе Зигмунда Фрейда, хотя Фрейду удалось разработать и популяризировать свою психоаналитическую модель более успешно, чем Пьеру Жане. Карл Юнг, с другой стороны, взял большую часть работы Жане, разрабатывая аналитическую психологию, и добавил некоторые духовные аспекты, которые Жане отрицал. В конечном итоге Жане не удалось объяснить истинную природу изучаемых им психологических явлений, так и не разрешив своей личной борьбы между научным (сосредоточенность на внешних, наблюдаемых явлениях) и религиозным (сосредоточенность на внутренних, духовных переживаниях) подходами к пониманию жизни.

Жизнь

Пьер Жане родился в 1859 году в Париже, Франция. В детстве он проявлял большой интерес к ботанике, коллекционированию засушенных растений — интерес, который он сохранял на протяжении всей своей жизни. Таким образом, он приобрел склонность к точному наблюдению и классификации.

Он также заинтересовался философией и психологией еще в детстве, в основном благодаря своему дяде Полю Жане, профессору философии в Сорбонне и преданному последователю Виктора Кузена. Он пробудил в юном Жане интерес к духовности и метафизике, а также помог ему в его академической карьере.

Жане стал профессором философии в лицее в Гавре в возрасте 22 лет. Он преподавал там до 1889 года, а затем, при поддержке своего дяди, продолжил изучать медицину. Согласно автобиографии Жане (1930 г.), его дядя Пол хотел, чтобы он имел широкое понимание всех аспектов жизни, включая медицину и философию. Джанет был отличником, и вскоре его добродушие заметили. Завершив отчет о необычном случае гипноза и ясновидения, Джанет начал свое общение с Жаном-Мартеном Шарко, одним из ведущих неврологов своего времени. В конце 1880-х Жане опубликовал несколько работ по автоматическим действиям, гипнозу и животному магнетизму., которую он резюмировал в своей диссертации по философии в 1889 году. Там Жане ввел понятия автоматизма, диссоциации и подсознания, заложив основы аналитической психологии.

По приглашению Шарко Жане стала директором психологической лаборатории в Сальпетриере, крупнейшем психиатрическом учреждении Парижа. Там он получил медицинскую степень, защитив диссертацию под названием «Психическое состояние истериков» в 1892 году. В своей диссертации он доказывал необходимость объединения усилий клинической и академической психологии.

В 1898 году Жане стал лектором в Сорбонне, а в 1902 году он был назначен штатным профессором экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс, где преподавал до 1936 года. Темы его лекций варьировались от истерии, амнезии до одержимости., к изучению личности. Оносновал Journal de Psychologie Normal et Pathologiqueв 1904 году.

Жане уволился с работы в конце 1930-х и остаток жизни провел в родном Париже. (Умер в 1947 году).

 

Вклад в глубинную психологию

Выпускник Парижского университета. Проводя активную клиническую работу Жане разработал «психологическую концепцию неврозов», основой которых он считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Наблюдения, сделанные Жане в ходе его клинических исследований, предвосхитили некоторые идеи З. Фрейда. Однако, в отличие от психоанализа, Жане не проводил грани между нормальной и патологической психологией, а, рассматривая бессознательное, Жане ограничивал его простейшими формами психического автоматизма.

В 1920—1930-е гг. Жане обратился к построению общей психологической теории, в рамках которой получили свою интерпретацию почти все психические явления. Рассматривая психологию как науку «о фактах сознания», Жане считал, что психология должна быть «объективной в том смысле, что её предметом должно быть непосредственно наблюдаемое…» При этом Жане старался избегать крайностей бихевиоризма, отмечая, что нужно рассматривать сознание «как особую форму акта, настраивающуюся над элементарным поведением…» Он разработал целую иерархическую систему различных форм поведения от элементарных рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Труды Жане оказали большое влияние на развитие психологии, особенно французской, а также на формирование идей культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Жане как психотерапевт

В отличии от других психотерапевтов его эпохи, которые довольствовались лишь подавлением симптомов с помощью внушения, Жане стремился понять их генезис. Основой его клинического подхода был «психологический анализ», заключавшийся в основном в выявлении первопричины состояния и, как правило, в «диссоциации навязчивых идей» с помощью внушения для их подавления. В качестве альтернативы, если внушение не сработало, его можно было заменить другими идеями: например, как он рассказывает в «Истории идеи фикс» (1898 г.), Жане постепенно смог превратить ужасающие галлюцинации своей пациентки Жюстин о мертвых жертвах холеры в забавные видения. Так, что во время лечения истерические припадки сменялись приступами смеха. Жане также — хотя гораздо реже — преуспел, подобно Фрейду и Брейеру, в осуществлении лечения через поиск травматических воспоминаний.

Психологический анализ Жане был неотделим от синтетического стремления восстановить психическую целостность путем обучения пациентов тому, как лучше управлять своей психологической экономией. Очень часто его терапевтический подход включал в себя образовательные или перевоспитательные попытки улучшить упражнение произвольного внимания. В «L’Influencesomnambuliqueetlebesoindedirection» (1897) он сравнил свое терапевтическое вмешательство с вмешательством учителя или духовного наставника ( directeurde) и подчеркнул относительный аспект лечения. Согласно Жане, задача врача была парадоксальной в том смысле, что пациента нужно было уговорить на исцеляющие отношения зависимости — даже «сомнамбулической страсти» — с терапевтом, и в то же время вести к освобождению от этой зависимости. Позже, подчеркивая социальный аспект терапевтических отношений, Жане (1919) писал, что желаемой целью является «приемное» отношение пациента к терапевту.

Жане был эклектичным терапевтом, который заимствовал старые «магнетические» техники и продолжал, при необходимости, использовать гипнотическое внушение еще долго после того, как оно потеряло уважение многих его коллег; он не боялся играть педагога, духовного наставника или даже экзорциста. Действительно, он перенял обычаи, связанные с католицизмом, как, например, в случае с Ахиллом (1898), пациентом, который обладал всеми классическими чертами католицизма. Жане сообщает, что после того, как ему не удалось загипнотизировать Ахилла, у него возникла идея действовать как «современный экзорцист» и обратиться к дьяволу. Таким образом, он обнаружил, что у Ахилла была внебрачная связь, и, страдая от угрызений совести, он лелеял «сон», который был подсознательным, в котором он чувствовал, что он проклят и одержим дьяволом. Жане провел лечение таким образом, что Ахилл забыл и о своем проступке, и о своем раскаянии. Жане отметил, что в этом случае история «умение забывать иногда является таким же качеством, как и умение учиться, потому что забывание является необходимым условием для движения вперед, для прогресса, для самой жизни. … Один из самых ценных вкладов, который могла бы внести патологическая психология, состоял бы в том, чтобы открыть надежный способ ускорить забывание определенных психологических феноменов» (Жане, 1898). Главной терапевтической задачей Жане здесь, по-видимому, было не катарсическое извлечение воспоминаний, как это продвигали в тот же период Фрейд и Брейер, а скорее процесс обучения тому, как забывать.

Исследования:

  • Под руководством Ж. Шарко в 1879—1885 исследовал истерию и истерический паралич. Считал, что суть истерии составляют своеобразное сужение поля сознания, расщепление сознания и выпадение части психофизических проявлений из-под контроля сознания.
  • В 1889 опубликовал работу «Психический автоматизм», в которой изложил концепцию высших (творческих, синтезирующих) и низших («автоматических») функций психики.
  • В 1890 по приглашению Ж. Шарко возглавил психологическую лабораторию психиатрической больницы Сальпетриер, в которой около 50 лет занимался исследованием и врачеванием неврозов. Создал тест кожной анастезии.
  • В 1895 по рекомендации Т. Рибо начал работать на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеже де Франс. Вскоре возглавил эту кафедру и руководил ей до 1934.
  • В 1904 совместно с Ж. Дюма основал «Журнал нормальной и патологической психологии» — один из ведущих психологических журналов Франции.
  • В 1894 ввел в оборот понятие «психастении». Выделил психастению в качестве самостоятельной формы психических заболеваний и создал биопсихологическую теорию психастении. Это состояние позже было названо болезнью Жане. В исследованиях психологии личности особое значение придавал проблемам единства, различения и индивидуальности. Практиковал лечение сном и гипноз. Признавал главенство психологического фактора в гипнозе.

Пьер Жане умер в Париже 24 февраля 1947 года. В 1956 году в связи со 100-летием Фрейда в клинике Сальпетриер была установлена мемориальная доска в память о его визите. Но никому не пришло в голову три года спустя, в день столетия Жане, установить здесь мемориальную доску в его честь (хотя именно в Сальпетриер он проработал несколько лет и провел здесь огромную часть своих исследований).

В 1960 году, когда был выпущен памятный том, посвященный юбилею коллежа Сент-Барб, где он получил образование перед поступлением в Эколь Нормаль, имени Жане не оказалось в списках знаменитых людей, учившихся там.

И тем не менее бесспорно, что Пьер Жане — один из выдающихся психологов. Он считал необходимым разрабатывать психологию как объективную науку и всей своей деятельностью способствовал этому. И справедливо звучат слова Генри Элленбергера: “Труды Жане можно сравнить с огромным городом, погребенным под пеплом, подобно Помпее. Судьба всякого погребенного города неопределенна. Он может на века остаться сокрытым, хотя его и грабят мародеры. Но когда-нибудь он может выйти на свет, вернуться к жизни…”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *