О феномене бессознательного простым научным языком

Статья посвящена исследованию феномена «бессознательное»; в ней представлена эвристическая модель бессознательного и описаны основные характеристики известных глубинной психологии уровней бессознательного.

Объектом исследования данной статьи является категория «бессознательное». Впервые данный термин был выведен известным австрийским ученым Зигмундом Фрейдом. Однако «бессознательное», как философская категория нашла свое отражение еще в трудах древнего философа Платона, а именно в его учении о познании. Центральную роль в теории познания Платона занимает «воспоминание». Согласно концепции Платона, бессознательное проявлялось при припоминании душой человека тех идей, которые ей были ведомы в тот момент времени, когда она еще не соединилась с телом.

Согласно исследованиям представителей аналитического направления глубинной психологии, обычно бессознательное у человека ассоциируется с чем-то «непознанным», «непонятным», и даже мистичным. В большинстве случаев под бессознательным состоянием человека понимается: состояние комы, последствия явного расстройство психики, но это не единственные случаи, в которых выражается бессознательное. В данной статье мы рассмотрим дефиниции, которые отражают категорию «бессознательное» в повседневной жизни индивида.

Направление психологии, занимающееся изучением бессознательных психических процессов, получило название «глубинная психология». Познание категории бессознательное, как совокупной системы позволяют осуществить три направления глубинной психологии: психоанализ, созданный Зигмундом Фрейдом – объектом исследования является личное бессознательное; судьбопсихология, созданная Липотом Сонди – объект исследования родовое бессознательное; аналитическая психология, основана К.Г. Юнгом – объект исследования коллективное бессознательное.

Проблематика исследования бессознательного заключается в том, что отдельные школы психологии, что видно из вышеизложенного, принимают за предмет исследования только один из слоев бессознательного. Впервые были предприняты попытки рассмотреть бессознательное, как целостную систему венгерским и швейцарским психологом, психиатром и аналитиком Липотом Сонди. Научные изыскания в этом направлении Липотом Сонди представлены в его фундаментальном труде «Я-Анализ».

Для понимания структуры бессознательного обратимся к модели бессознательного, которая является результатом научных исследований PhD Мальцева Олега Викторовича. Эвристическая модель представляет собой «колодец», как образную первичную модель описания бессознательного, как целостной системы. Само содержание бессознательного – это вода в колодце, верхний слой воды – это личное бессознательное, следующий слой – родовое бессознательное и самый глубинной слой воды соответствует уровню коллективного бессознательного.

Представленная модель, а именно непосредственно такое расположение слоев бессознательного находит свое подтверждение в самом содержании бессознательного. Личное бессознательное, как отмечалось ранее – это свод личного опыта человека; в силу этого при вступлении во взаимодействие с индивидом, он демонстрирует первыми бессознательные реакции, источником которых является личное бессознательное, при условии, что на индивида оказывает воздействие вектор силы, то есть проявляется верхний слой бессознательного. При дальнейшем воздействии, в силу того, что эшелоны личного бессознательного не справляются с идущим извне вектором силы, индивид может демонстрировать бессознательную модель поведения, присущую одному из его предков родового бессознательного. В том случае, если выставленная модель поведения, соответствующая родовому бессознательному не справляется с ситуаций, то следующая модель поведения индивида может в себе нести отражение коллективного бессознательного и выразиться в архаичном образе средневекового рыцаря, как пример. Подобного рода проявление в повседневной жизни крайне редкое явление и возможно только при резком и очень сильном давлении, то есть при экстремальных ситуациях.

Основополагающей категорией каждого вида бессознательного является специфический язык – это категория, с помощью которого возможна классификация того или иного вида бессознательного. Личное бессознательное отражается в жизни индивида в виде симптомов.

«Симптом – есть знак и замена оставшегося внизу удовлетворения инстинкта, успех процесса вытеснения» (3).

Симптомы могут иметь различный характер, в силу этого необходимо отличать симптомы, которые являются последствием бессознательных реакций, в результате вытеснения и обычные заболевания. Симптоматика заболеваний, как результат проявления бессознательного отличается тем, что для человека они являются необъяснимыми, то есть отсутствуют видимые причины заболевания. Когда у субъекта наблюдается повышенная температура, насморк, как последствие переохлаждения, в таком случае подобного рода симптомы не являются результатом бессознательного. Предположим, мы наблюдаем на теле человека покраснения, которые врач не может классифицировать и предпосылки для их возникновения отсутствуют, в таком случае существует вероятность, что этот симптом является результатом проявления бессознательного.

Для примера рассмотрим случай из практики доктора Йозефа Брейера – австрийского врача, друга и наставника Зигмунда Фрейда, который описывается К.Г. Юнгом в труде «Очерки по психологии бессознательного». Речь идет о пациентке, которая страдала истерией; симптомы заболевания выражались в следующем: спастическом (сковывающем) параличе правой руки, возникающем время от времени «помрачении», или сумеречном состоянии разума; она также утратила способность к речи настолько, что уже не могла изъясняться на своем родном языке, но была еще способна говорить по-английски (систематическая афазия). Биологическое обоснование подобного рода симптомов отсутствовали, поскольку мозговой центр, который обеспечивает функцию руки, соответствовал деятельности нормального человека. Все вышеперечисленные симптомы брали свое начало в бессознательном пациентки.

Родовое бессознательное проявляется в жизни субъекта в категории выбора. Согласно концепции судьбоанализа бессознательные выборы индивид совершает в пяти основных плоскостях жизни: выбор любви (муж/жена), выбор друзей, профессии, заболевании, способа смерти. Пять категорий выборов легли в основу концепции судьбоанализа неслучайно, поскольку они могут быть подтверждены документально. Главным критериям совершаемого выбора является тот факт, что человек его не может объяснить. Тот или иной выбор совершается бессознательно индивидом, а движущая сила, которая направляет человека совершить тот или иной выбор являются его предки. Согласно концепции судьбоанализа родовое бессознательное хранит в себе все «притязания предков», которые стремятся реализоваться в судьбе человека, только они остаются бессознательными, человек не осознает требования своих предков, но на бессознательном уровне руководим ими.

Липот Сонди в своем труде «Я анализ» о бессознательном пишет следующее:

«Таким образом, слово «бессознательное» сначала обозначало объект философии, затем использовалось в лечебной глубинной психологии, позднее это слово обозначало основу мифологии, религии и культуры, и в конце появляется обозначение бессознательного как силы, обусловленной судьбой, управляющей судьбой, формирующей судьбу в жизни человека». (1)

Основной категорией отражения коллективного бессознательного в жизни человека являются символы. Соприкосновение индивида с символами может осуществляться, как в физическом проявлении, так и в сновидениях, таким способом коллективное бессознательное воздействует на сознание человека. Но подобного рода воздействие для индивида, не обладающего достаточным уровнем знаний, крайне сложно для интерпретации. Поскольку коллективное бессознательное согласно К.Г. Юнгу это:

«Коллективное бессознательное как сохраняемый человеческим опытом репозиторий и в то же время само предварительное условие этого опыта есть образ мира, который сформировался еще в незапамятные времена». (4)

Глубинная психология предлагает несколько методов исследования бессознательного индивида: метод свободных ассоциаций,  метод толкования сновидений, метод интерпретации. Все эти три метода были разработаны Зигмундом Фрейдом. Главным фактором, определяющим возможность выявления содержания бессознательного – является конфликт между сознанием и бессознательной составляющей индивида, что проявляется в виде заболевания- личное бессознательное, необъяснимых выборах – родовое бессознательное, воздействие символов – коллективное бессознательное. Безусловно, заболевание нельзя отнести к положительной категории, но с другой стороны – это условие, которое позволяет определить содержание бессознательного, при этом сознание индивида расширяет свои границы, что способствует его самопознанию, и позволяет стать на путь самосовершенствования.

Представленная модель бессознательного, как целостная система, свидетельствует о неэффективности рассмотрения слоев бессознательного, как отдельных категорий,  и необходимости установления функциональных связей трёх слоев бессознательного.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie. Bern: Hans Huber.
  2. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. СПб.: Алетейя, 2005.
  3. Зигмунд Фрейд. Истерия и страх. Перевод с немецкого А. Боковиков изд. 2006: ООО “Фирма СТД”.
  4. Карл Густав Юнг. Очерки по психологии бессознательного. Перевод с английского под общей редакцией В. В. Зеленского изд. «Когито- Центр», 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *