Нарушения памяти

Нарушения памяти — наиболее часто встречающаяся клиническая проблема. Самые разнообразные нарушения психической де­ятельности могут маскироваться под кажущимися расстройствами мнестической функции: нарушения внимания мотивационной, воле­ вой, эмоциональной сфер. Бывает так, что пациенты жалуются на на­рушения функции памяти, тогда как экспериментально-­психологиче­ское исследование (ЭПИ) этого не подтверждает. И наоборот, в ЭПИ имеются данные о мнестических нарушениях, а в профессиональной деятельности эти нарушения не проявляются (например, когда рабо­та связана с актуализацией ручных навыков и осуществляется автома­тически, без необходимости запоминания деталей конкретной ситуа­ции — оперативная память не задействована, а задействована только долговременная). Все это подтверждает значимость функционального подхода к решению проблемы мнестических нарушений (нарушения функций памяти — запоминания, сохранения и воспроизведения) и анализа этой проблемы с точки зрения строения памяти, динамики мнестических процессов и мотивации.

Главными функциями человеческой памяти являются целенаправленное запоминание, сохранение и произвольное воспроизведе­ние информации. Запоминание связано с нейрофизиологическим про­цессом консолидации — закрепления кода информации о каком­-либо событии или факте. С точки зрения современной физиологии памяти, кодирование информации протекает следующим образом: восприя­тие — сличение с образцом в долговременной памяти — узнавание/не­ узнавание — образование временных кодов в кратковременной памяти под регулирующим воздействием избирательного внимания — консо­лидация нового кода в долговременной памяти. Сначала в мозге сохра­няется некоторое число следов восприятия, отобранных вниманием. Эти следы сравниваются с уже имеющимися кодами — энграммами, т. е. следами памяти, сформированными в результате жизненного опы­та. Если событие «узнано», то происходит «обновление» имеющегося кода и устанавливаются новые комплексные связи, в результате чего возникает новый код кратковременной памяти. Если событие «не уз­ нано», то также создается комплексный код из различных компонентов воспринятой информации. Новые коды удерживаются в кратковре­менной памяти, пока они включены в определенную операцию, а за­ тем либо исчезают, либо включаются в кодированном виде в какую­ либо систему познавательных связей («консолидируются»), переходя из кратковременной памяти в долговременную.

Таким образом, взаимодействие кратковременной и долговремен­ной памяти при запоминании носит не линейный, а перемежающийся характер, когда взаимодействие все время затрагивает разные компо­ненты воспринимаемой информации. Чем сложнее и сильнее будут связаны в процессе запоминания различные временные коды об одном и том же событии, чем сильнее эмоциональный фон запоминания, тем медленнее происходит забывание. Существенную роль в запоминании играет логическая организация материала.

Запоминание имеет не только произвольный, связанный с кон­центрацией внимания характер, но и непроизвольный, связанный с до­ минирующей мотивацией.

Сохранение информации — плохо изученный процесс. Известно, что хранение информации не предусматривает сохранения ее полноты и неизменности: информация претерпевает изменения в процессе хра­нения, связанные с влиянием мышления. Как следствие, в процессе со­ хранения информация всегда трансформируется или деформируется.

Произвольное воспроизведение информации связано с выделени­ем необходимых сведений из всего хранящегося в памяти материала под влиянием мотивирующего фактора (необходимости), когда чело­ век активно выбирает из всего массива данных только нужные ком­поненты, «вытормаживая» побочные образы и факты. При воспроизведении информация также может деформироваться в результате сочетания с новыми впечатлениями.

При рассмотрении клинических нарушений памяти необходимо придерживаться разделения памяти как психической функции на два типа: декларативную и процедурную память.

Под декларативной (эксплицитной) памятью понимается произ­вольная память на события и объекты. Она локализуется в медиальных частях височных долей, включая гиппокампальную область, а также энториальную, парагиппокампальную кору и ядра таламуса (медиодорсальные и передние).

Под процедурной (имплицитной) памятью понимается память на действия и навыки, привычки, условные способы поведения. Такая память может протекать без участия сознания и воли. Она локализует­ся в соответствующих сенсорных и моторных отделах мозга.

Нарушения памяти практически всегда затрагивают декларатив­ную, а не процедурную память. В обыденном смысле под памятью тоже понимается именно декларативная память.

Еще одним пунктом, необходимым для понимания клинических нарушений памяти, следует признать разделение памяти по характерузапоминаемой информации на семантическую и эпизодическую (авто­ биографическую).

Семантическая память — это память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые ха­рактерные признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу «часть — целое».

Эпизодическая память представляет собой форму памяти, в кото­рой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными «метками» о том, где, когда и как была получена эта информация.

В норме запоминанию подвергается семантическая информация, тогда как эпизодическая по мере временного дистанцирования от со­ бытия утрачивается. В случае нарушений памяти изменяется соотно­шение процессов консолидации семантической и эпизодической ин­формации: эпизодическая доминирует или «мешает» воспроизведению основной информации.

В целом при нарушениях памяти речь идет о нарушениях сохра­нения, поиска и установления функциональных связей между различ­ными кодами информации о событиях и объектах. Поскольку память тесно связана с речью, мышлением, восприятием, эмоциями и произ­вольными действиями, то ее нарушения бывают настолько характерными, что могут служить важнейшим диагностическим критерием в распознании некоторых острых и хронических психических заболе­ваний. Специфические нарушения памяти могут свидетельствовать о наличии процессуального психического заболевания, о различных вариантах слабоумия (деменции).

 

Выделяют следующие клинические типы нарушений памяти

Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти. Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов. Не всегда расстройства памяти (особенно фор­мальные) являются признаком психического заболевания. Они могут встречаться и у психически здоровых людей при особых условиях (в со­ стоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т. п.). Но очень часто нарушения памяти входят в струк­туру психического дефекта при различных психических заболеваниях и аномалиях.

Гипермнезии— непроизвольное оживление памяти, которое про­ является в повышении способности воспроизведения давних, незна­чительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность вос­производить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. При гипермнезии отмечается усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико­смысловой памяти.

Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипно­тическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях ши­зофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состо­яниях и пр.).

Гипомнезия — частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали («прорешливая память», когда паци­ент вспоминает не все, что должен был вспомнить, а только самое важ­ное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.

Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клини­ческими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модаль­ностей (зрительной, слуховой и т. п.). Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорга­нического и др.), а также является симптомом врожденного или приоб­ретенного слабоумия.

Амнезия — полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом кли­нической психологии. Их можно классифицировать по разным основа­ниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памя­ти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению к событиям, происходящим в разное время от на­ чала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная — выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства); ретроградная амнезия мо­жет возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы;

2) конградная — выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная — утрата воспоминаний о событиях, происхо­дящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хро­нических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградная — выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.

По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий:

1) фиксационная — на текущие и недавние события;

2) анэкфория — неспособность воспроизведения информации без подсказки;

3) прогрессирующая — сначала наступают трудности в воспоми­нании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. Сначала страдает память времени совершения отдаленных событий, а затем страдает па­ мять содержания событий. Сначала — менее организованное знание (научное, языки). Затем — многократно случавшиеся события. Потом забываются факты с сохранением аффективной памяти. Затем идет распад праксической памяти — памяти навыков, и наступает апраксия.

По динамике проявления расстройства памяти выделяют следую­щие амнезии:

1) ретардированная — забывание наступает через некоторое вре­мя после ЭПИ; человек какое-­то время хорошо помнит информацию, но спустя короткое время — уже не может ее воспроизвести (например, короткий рассказ).

2) стационарная — стойкое нарушение памяти без видимых изме­нений (улучшений или ухудшений) во времени;

3) лабильная (прерывистая) — нарушения колеблются в течение времени — то возникают, то исчезают;

4) регрессирующая — амнезия с частичным восстановлением памяти.

Нарушения динамики мнестических процессов служит не столько индикатором нарушения памяти в узком смысле, сколько признаком ис­тощаемости психики, неустойчивой работоспособности (которая опре­деляется отношением к окружающему и к себе, личностной позицией в ситуации, способностью регуляции поведения, целенаправленностью усилий). Нарушенная динамика успешно корректируется самими пациен­тами через дополнительные средства опосредования. Нарушения динами­ки могут быть связаны и с нарушениями аффективной сферы личности.

Амнезии могут быть обусловлены либо потерей сохраненной информации при переводе ее из кратковременной памяти в долговре­менную, либо ошибками в процессе поиска ситуативно необходимой информации (функционально обусловленными торможениями связи между кодами). Первый тип нарушений памяти (потеря информации) получил название «нарушения памяти типа А» (дегенеративные амне­зии). Он вызывается несчастным случаем, физической травмой, инток­сикациями, болезнями головного мозга и сосудистыми изменениями в мозге. Дегенеративные процессы разрушают саму материальную ос­нову мнестической функции психики. Основным признаком наруше­ния типа А является потеря информации. Амнезии типа А получили название «истинных амнезий». Истинные амнезии в клиническом смысле включают в себя следующие признаки нарушений памяти:

а) сохранный уровень интеллекта;

б) не затронута кратковременная память;

в) преобладает антероградный аспект памяти.

Сегодня считается, что при истинных амнезиях чаще всего на­рушается кодирование эпизодической (контекстуальной или автобио­графической) информации, сопровождающей информацию о смысле события. Смысловая память в большей степени определяет наше зна­ние о чем­-либо, тогда как эпизодическая память характеризует именно воспоминание о личных обстоятельствах этого знания (как оно связа­но именно с нами). Этим обстоятельством можно объяснить парадокс, при котором человек с истинной амнезией может успешно выполнять задания теста и запоминать текущую абстрактную информацию, но не может вспомнить события из своей жизни.

Второй тип нарушений памяти (ошибки поиска) получил назва­ние «нарушения памяти типа В» (диссоциативные амнезии). При та­ ком типе амнезий информация содержится в виде нейронного кода, однако он не может быть актуализирован. Наиболее часто человек с ам­незией типа В испытывает чувство, что «что­-то вертится на языке, но сказать определенно трудно». Основным признаком нарушений типа В является диссоциация между содержаниями разных кодов информации.

К амнезиям типа В относятся невротические забывания (диссоциации), постгипнотические забывания, феномен «уже виденного (пережитого)», а также феномен «двойного сознания». Поскольку фактически выпа­дения из памяти информации при амнезиях типа В не происходит, их часто называют парамнезиями. Так как диссоциативные потери памяти вызваны «блокировкой» связи между различными содержаниями па­мяти, поэтому воспоминание такой связи, имевшей место в реальности, больше невозможно. В этом смысле такой вид психологической защиты, как вытеснение, также можно рассматривать как разновидность нару­шения памяти типа В. Так как непрерывность и целостность восприятия является необходимым качеством сознания, нарушения связей между запомненной информацией компенсируются образованием новых свя­зей, сохраняющих для личности субъективную непрерывность тече­ния времени и последовательности событий, а также их осмысленность и включенность в личную историю (автобиографию).

Изменения памяти типа А («истинные амнезии») возникают при неврологических нарушениях, тогда как нарушения памяти типа В (парамнезии) возникают в рамках психических нарушений.

Наиболее типичными психопатологическими расстройствами содержательной стороны памяти (патологической продукцией памяти) являются парамнезии — обманы памяти. Различают несколько видов парамнезий.

Псевдореминисценции — ошибочные воспоминания, иллюзии па­мяти. Действительные события вспоминаются в другом временном ин­тервале (чаще перенос из прошлого в настоящее — замещаются провалы в памяти, возникшие вследствие фиксационной или прогрессирующей амнезии). Один из вариантов — жизнь в прошлом, когда прошлые со­ бытия жизни начинают восприниматься как настоящие, начинают про­ исходить ложные узнавания людей с адекватным этим узнаваниям пове­дением. Иногда такой вариант сопровождается симптомом неузнавания себя в зеркале.

Криптомнезии — искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. Например, увиденное в кино, прочитанное в книге воспринимается как пережитое. Или на­ оборот — личные события воспринимаются как чужие.

Эхомнезии— обманы памяти, при которых новое событие вос­принимается как сходное с тем, которое уже имело место. Другое на­ звание этого вида парамнезий — феномен «уже виденного» (фр. — déjàvu), «уже слышанного» (фр. — déjàentendu) или «уже обдуманного» (фр. — déjàpensé). При таком расстройстве текущее восприятие со­ бытия одновременно проецируется в настоящее и в прошлое. Феномен «уже виденного» характеризуется убежденностью человека в том, что он уже когда­-то переживал подобное событие, но не может указать, где и когда оно происходило. При дежавю событие воспринимается как полностью идентичное событию из прошлого. Кроме феномена дежавю к эхомнезиям также относят парамнезии Пика — это такая разно­видность воспоминания «уже пережитого», когда человек только отме­чает некоторое сходство ситуации, но понимает, что оно не идентично прошлому событию.

Конфабуляции — вымыслы памяти — ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. Замещающие конфабуляции — запол­няют провалы в памяти, имеют обыденное содержание, профессиональ­но-­бытовое, неустойчивое во времени, лабильное по фабуле, по мере разговора фабула обрастает новыми деталями-«воспоминаниями». Фантастические конфабуляции — ложные воспоминания о невероят­ных событиях в прошлом, содержание стабильно, имеет признаки бреда величия, эротические компоненты. Паралитические конфабуляции — ложные воспоминания нелепого содержания (трижды маршал).

Хотя парамнезии, как правило, встречаются при тяжелых нару­шения деятельности мозга, при психозах, нарушениях сознания, ино­гда обманы памяти (криптомнезии) могут встречаться и у психиче­ски здоровых людей при значительном переутомлении, в состоянии соматически обусловленной астении. Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным в психопатологии считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушения (утрата) памяти происходят в определенном хронологическом порядке — вна­чале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечат­ления, затем — на старые. Восстановление памяти происходит в об­ ратном порядке.

«Прикладная клиническая психология» Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфёнов Ю. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *