Направления психотерапии, базирующиеся на функции веры

Аннотация: в данной статье представлены два направления психологии, в которых главенствующая роль в психотерапии отводится функции вере. Одним из направлений является экзистенциональная психология, в силу этого статья содержит ее основную концепцию, догматы, утверждения относительно роли веры в психотерапии. Вторым направлением является судьбопсихология и ее взгляд на данную категорию представлен в виде сопоставительного анализа двух понятий, а именно мании и веры.

Ключевые слова: вера, религия, терапия, психотерапия, экзистенциональная психология, судьбоанализ.

Классический мир психологии современности представлен разнообразными направлениями психотерапии, но лишь немногие уделяют внимание категории «веры» и считают ее неотъемлемым и обязательным условием для целостного восстановления личности и полного выздоровления. В силу того, что данная категория скорее чужда для современной психологии, целью данной статьи является показать важность и необходимость прояснения функции веры для отдельного индивида.

В силу того, что человек состоит из трех уровней, то есть физического, психического и духовного, то психотерапия должна затрагивать и корректировать все три уровня, в ином случае все предпринятые меры будут напрасные и человек через определенный промежуток времени вернется в свое прежнее состояние, а далее последует период дальнейшего регресса. В рамках данной статьи особое внимание уделяется психотерапии духовного уровня индивида, что отражается в необходимости, как одного из главного условия успешной психотерапии – развитие у человека функции веры. Иными словами, у человека должно быть сформировано определенное мировоззрение, которое бы, во-первых, объясняло смысл жизни,  во-вторых, давало понимания устройства самого человека, а также принципов и законов окружающего мира, и, безусловно, практические знания, которые бы ему помогали справляться с жизненными ситуациями. Все в совокупности создает условия для закрепления достигнутых результатов психотерапии, останавливает регресс индивида и создает условия для дальнейшего роста. 

Одно из наиболее известных направлений психологии, в которой вере уделяется особое внимание, является  экзистенциальная психология. Данное направление психологии возникло в Европе в XX  веке. Выделяют два условия, которые стали причинами ее формирования. Во-первых, превалирующий научный экспериментальный подход во всех направлениях науки, в том числе и при анализе индивида, что не устраивала психологов и психотерапевтов, во-вторых, развитие экзистенциональной философии, которая, в том числе проникала в психологию и психотерапию. Яркими представителями экзистенциональной психологии являются Людвиг Бинсвангер, Карл Ясперс, Виктор Франкл, а основоположником экзистенциональной терапии  считается – Серен Кьеркегор.

Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) — направление в психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.

Согласно концепции экзистенциональной терапии жизненные проблемы человека являются следствием следующих неразрешенных категорий: у человека нет смысла существования; человек должен самостоятельно делать выборы в жизни, но это вызывает страх ответственности, за сделанный выбор; человек живет в этом мире, поэтому он вынужден с ним взаимодействовать, но это затрудняется осознанием равнодушия мира по отношению к человеку; осознания неминуемой смерти, что вызывает чувство страха. Экзистенциональный терапевт Ирвин Ялом свел  вышеописанные четыре проблемы к четырем категориям: смерть, изоляция, свобода и внутренняя  пустота.

Экзистенциональная психология рассматривает жизнь человека как определенную последовательность конфликтов, что проявляется в виде тревоги, депрессии, апатии, отчуждения, но они постулируются не как психологические расстройства, а как определённые этапы, необходимые для развития личности. Поскольку именно такие условия приводят индивида к переосмыслению жизненных ценностей и поиску нового пути в жизни. Непосредственно в данном утверждении экзистенциональной психологии наблюдаются точки соприкосновения с догматами и концепцией судьбоанализа Липота Сонди.

Последователь экзистенционального направления В. Э Франкл говорит о том, что человек живет одновременно в трех измерениях: физическом, психическом, духовном, они взаимодействуют между собой и, безусловно, оказывают влияние друг на друга. Следовательно, психотерапия не может исключать какие-то уровни, либо рассматривать их в отдельности.  В данном контексте он упоминает веру человека, которая, по его мнению, оказывает основополагающее влияние на отношение человека, как к самому себе, так и к окружающему его миру, а также формирует его представление на существующие в его жизни проблемы. В силу  этого категория веры  в психотерапии занимает особое внимание. По его мнению, психотерапия не спасает душу человека, но она ее лечит; она не дает веру индивиду, но она может помочь ее осознать. Также В. Э. Франклин акцентирует внимание на том, что психотерапия может помощь индивиду прийти к трансценденции, но сама вера является личным выбором самого индивида.

В современной науке существует определенная тенденция, по причине которой, одно и то же явление имеет несколько значений, понимается по-разному, в силу этого следует рассмотреть, что же под верой понимает экзистенциональная психология.  

П. Тиллих пишет, что вера –  это движение человека к тому, что имеет предельный смысл и значение, и участие в нём всем своим бытием. Он говорит о том, что решения, принятые с присутствием компонента веры, придают глубину и целостность человеческому бытию, самости индивида и  выполняют интегрирующую функцию. Однако человек должен быть способен воспринять веру и от этой способности индивида зависят последствия. Поскольку если индивид не способен воспринять веру, то это окажет на его жизнь разрушительное воздействие, и наоборот, целительное действие – в силу способности воспринимать веру.  

Следует отметить, что необходимо различать религию и веру, поскольку это разные категории. Экзистенциональная психология рассматривает веру не только с точки зрения религиозной веры, а как комплексное явление и различает, например,  аутентичную веру, которая способствует изменению характера, ценностей, привычек, помогает осмыслить жизненные ценности, таким образом, ориентирует его на жизненном пути. Осознанная вера помогает воспринять жизнь и окружающий мир, при этом не пассивно стоять в стороне, а совершать активные действия, направленные на преодоление жизненных трудностей. В результате приходим к выводу, что вера приводит индивида к интеграции как личности, так и интегрирует ее взаимодействие с окружающей средой.  В то же время одной лишь веры недостаточно для формирования личности, но ее отсутствие может служить одной из причин психологических расстройств.

Приведенная концепция, отдельные догматы и тезисы экзистенциональной психологии дают определенное понимание и позволяют сделать выводы, что с одной стороны, они заслуживают внимания и несут в себе рациональное зерно. Однако, с другой стороны,  данное направление относится к философско-гуманистическому, то есть носит теоретический характер – познавательный,  рассуждающий и философский, в силу этого использование лишь данного направления, приводит к определенным затруднениям при интеграции личности.

Вторым направлением глубинной психологии, в котором значительное внимание при терапии уделяется вере, является судьбопсихология Липота Сонди. Первое с чего начинается представление данного понятия в рамках судьбопсихологии, заключается в сравнительном анализе веры и мании, данный сравнительный анализ был вызван тем, что отдельные ученые между манией и верой ставили знак равно.

Первый ученый, который проводил подобного рода сравнение, является Эйген Блейлер. В результате сопоставительного анализа он приходит к мнению, что между манией и верой нет отличий.

Судьбоаналитический анализ был направлен на выяснение отношения между манией и верой, в ходе которого были установлены параметры,  одинаково присущи для мании и веры, но в то же время выявлены и отличительные черты между этими явлениями.

  • Мания и вера являются Я-функциями, но реализация этих функций происходит не в действительности, а в «потустороннем мире», что является душевной действительностью. Следует отметить, что хоть мания и вера относятся к потусторонним Я-функциям, но функции, порождающие их разные.
  • Общим для двух явлений является то, что они возникают из стремления индивида к партиципации, но при этом механизм распределения всевластия у них различный.
  • Вера и мания как явления непонятны для тех, кто их никогда не проживал.

В данном контексте следует вспомнить, что отмечалось ранее неоднократно – судьбопсихология стремиться к интеграции. То есть соединить мир природы, то есть материальную действительность, с «потусторонним миром», то есть духовным миром. Проблема Эйгена Блейлера и других ученых, которые придерживались мнения, что между верой и манией не существует отличия, заключается в том, что они исповедовали материально-рациональное мышление. В силу этого для них «потусторонний мир», то есть духовный мир был равен миру мании или иллюзии, а вера представлялась односторонней – верой в природу. Судьбопсихология придерживается интегрального взгляда, в силу этого два мира рассматривается лишь как части системы, которые следует объединить в целостность. Согласно концепции  судьбопсихологии существует высшая инстанция, которая и создает целостность. С точки зрения отдельного индивида такой высшей интенцией является «Я».

Липот Сонди приходит к выводу, что Я-функция или душевный переход, при котором «Я» индивида находится в материальной действительности и стремится в «потустороннюю реальность» и составляет суть функции веры индивида.

Главные отличия веры и мании базируются на двух параметрах, а именно, на способе распределения власти и способе партиципации.

При функции мании «Я» расширяет до безграничности либо собственную власть, либо власть отдельного индивида во внешнем мире. Проявление данной функции наблюдается, когда инфлятивный параноик переносит власть на собственную личность и считает себя всевластным, но на самом деле в данном случае речь идет о коллективной власти, а не о его собственной. Проективный параноик  наоборот, наделяют функцией всевластия отдельного человека из внешней среды либо группу людей, но в действительности они этой властью не обладают.

При функции веры распределение всевластия осуществляется иным способом. Поскольку «Я» способно переходить с материальной действительности в мир духовный, то оно способно передать власть Духу, тем самым избежать опасности неверного распределения всевластия, что может привести к психологическому расстройству или заболеванию. Но при необходимости, в зависимости от жизненных задач, «Я» может получать от Духа часть власти, чтобы мочь справлять с ними – данное распределение характерно при реализации функции веры.

Второй отличительный параметр заключается в способе партиципации, а именно, при мании партиципация образуется с индивидом, с которым в действительности человек не может быть единым и равным.  Например, у проективного параноика объектами партиципации являются люди, которые ему приносят вред либо преследуют. Инфлятивный параноик пребывает в состоянии мании величия, считает ее единой и равной себе, но на самом деле не соответствует придуманной величине. 

Партиципация больных маний называется «обманчивая партиципация», не только потому, что объекты партиципации зачастую не существуют, но и главным образом потому, что партиципация носит отрицательный характер для индивида.

Функция веры делает возможным для трансцендирующего «Я» быть единым и вместе с объектом веры постоянно, и данный способ партиципации является положительным.

Приведенный анализ отличий по основным двум параметрам свидетельствует о том, что функция веры коренным образом отличается от функции образования мании.

На данном этапе в статье рассмотрены теоретические основы функции веры, рассмотрены определенные заблуждения относительно данного понятия, существующие у отдельных категорий научных кругов. Однако более важно с точки зрения терапии, рассмотреть какие же категории оказывают большее влияние, то есть способствуют развитию и образованию  функции веры у отдельно индивида либо наоборот препятствуют, и последствия, которые возникают у индивида в силу отсутствия данной функции, что станет предметом рассмотрения следующей статьи.  

Список цитируемой литературы:

  1. Carvajal L.G. Toks yra mūsų tikėjimas. Vilnius: «Katalikų pasaulis», 2000.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  4. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. Москва: «Юрист», 1995.
  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ Т. С. Драбкиной. — М.: «Класс», 2000. — 576 с.
  6. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт – Петербург, 1999.
  7. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Санкт – Петербург: «Речь», 2000c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *