Методы интерпретации Теста Сонди

Аннотация: в данной статье представлены основные методы интерпретации теста Сонди. Обозначены факторы, которые необходимо учесть, прежде чем приступать к интерпретации результатов тестирования, поскольку они оказывают существенное влияние. Согласно классификации методы интерпретации подразделяется на две группы: качественные и количественные. Главное отличие данных методов заключается в том, что качественные методы подразумевают выявление глубинных взаимосвязей, ввиду чего, основной областью применения является психотерапия. Количественные методы разработаны с той целью, чтобы экспериментальным методом диагностики могли воспользоваться специалисты с разным уровнем знаний, поскольку они не требуют глубинных познаний.

Ключевые слова: судьбоанализ, тест Сонди, диагностика личности, анализ личности, психодиагностика.

«Тест Сонди» относится к проективным методикам психодиагностики личности. Особенность данной методики заключается в его многофункциональности и разносторонности информации, которую возможно получить при правильном подходе и применении существующих методов интерпретации результатов тестирования. В силу этого, крайне важным аспектом данной методики являются методы интерпретации результатов тестирования, чему и будет посвящена данная статья.

Чтобы познакомиться с процедурой проведения теста Сонди, основными принципами и сутью теста необходимо обратиться к статье «Метод глубинного анализа личности: тест Липота Сонди».

В первую очередь Липот Сонди предостерегает всех специалистов, использующих в своей практике данную методику от применения «мозаичного метода». Суть данного метода заключается в линейной интерпретации полученных факторных картин. Система побуждений, исходя из теста, выражается в определенных факторных картинах, в общей сложности насчитывается 64 факторные картины. Каждая факторная картина отличается как математическими показателями побуждений, а в силу этого и качественными показателями. Качественный показатель – это психологическое описание факторной картины. При «мозаичном методе» специалисты учитывают лишь описание картины без функциональной взаимосвязи их между собой. Данный метод интерпретации не позволяет поставить правильный диагноз, сделать прогноз, и неминуемо приведет к допущению ошибки, поскольку все факторы и векторы взаимосвязаны между собой и один фактор оказывает влияние на другой. В силу этого одна и та же картина в разных профилях может иметь разную интерпретацию.

Перед началом интерпретации также  необходимо учитывать следующие факторы, потому что они играют важную роль:

  • пол;
  • возраст;
  • раса и культура;
  • социальный класс;
  • вероисповедание;

Рассмотрим на примере необходимость учета данных факторов. Например, картина параноидальной шизофрении (Sch=0, -!!), то есть патологическая проекция. Если данная картина наблюдается у представителя примитивных народов с бедной культурой, то это не означает, что он является параноидальным шизофреником. Это обусловлено их гиперпартиципацией, что возникает в силу их единения с предками.

Анализ картины «вымуштрованное Я» (Sch= -,-): если данная картина наблюдается у человека, который является рабочим на заводе, то это картина совершенно уместна и не вызывает никаких противоречий. Но, если подобного рода факторная картина при тестировании обнаруживается у талантливого писателя или художника, то это означает совершенно иное. У высокоинтеллектуальных людей предполагается в данных факторах либо полная интеграция, либо частичная с положительной картиной фактора «р». В силу этого, данная картина  у художника или писателя может свидетельствовать либо о возрастной регрессии, либо о заболевании.

Исходя их методологии интерпретации теста Сонди, выделяются следующие методы:

I. Качественные (диалектические) методы:

  1. Метод края и середины
  2. Комплементарный метод «проводника» и «следохода»

II. Количественные методы анализа.

  1. Метод выявления изменчивости.
  2. Линнеевский метод

Качественные методы анализа

Метод «края и середины»

Целью метода «края и середины» является выявление видов опасностей, исходящих от  влечений края, к которым относятся: сексуальный вектор и вектор контактов. А также способ защиты от этих опасностей факторами середины: е – этика, hy- мораль, и факторов сферы «Я» — «к» и «р». Иными словами с помощью данного метода выявляется, каким образом четыре «цензуры середины» реагируют на опасность побуждений края.

В общем, под опасностью побуждений понимается, когда целостности личности в области побуждений грозит либо «удар» со стороны отдельных тенденций, либо утрата целостности отдельных тенденций.  

Например, отдельными опасностями тенденций могут быть: безудержное стремление к садизму, мазохизму; вечный поиск без возможности прикрепиться и прочее.

Таким образом, с помощью данного метода происходит анализ факторов края и середины, что позволяет определить каким образом середина «защищается» и какие механизмы для этого используются, а также данный анализ позволяет сделать прогноз и оценить степень опасности.

Комплементарный метод «проводника» и «следохода»

Комплементарный метод направлен на выявление форм «борьбы» между тенденциями переднего плана и заднего. Поскольку часть тенденций находиться на заднем плане – это отщепленная часть личности, а другая часть личности находиться на переднем плане, то есть, по сути, только два плана вместе отражают целостную личность. Данный способ позволяет выявить формы расщепления, а также формы устранение данных противоположностей.

 

Количественные методы анализа

В силу сложности глубинно-психологического анализа, то есть качественных методов, возникла необходимость создания методов интерпретации более легких для применения. К данным методам и относятся количественные методы.  

1. Метод выявления изменчивости

Данный метод позволяет выяснить степень изменчивости отдельных факторов. Применение данного метода возможно лишь при наличии результатов серии проведенных тестов. Согласно данному методу константные факторы должны указывать на специфический вид психологического заболевания.

 

2. Линнеевский метод

На создание данного метода Липота Сонли побудило высказывание З. Фрейда: «Симптом является знаком и замещением не свершившегося удовлетворения влечения, вследствие процесса вытеснения».

Исходя из этих слов возникли следующие вопросы: какие реакции в тесте соответствуют симптомам, а какие подавленными реакциями? В ходе поиска ответов на эти вопросы возникла идея создания «формулы влечений»

Формула влечений

В силу психодиагностического назначения факторы были разделены на: симптоматические факторы и факторы, приводящие к заболеванию.

К симптоматическим факторам относятся амбивалентные и нулевые реакции. Постоянные или почти постоянные амбивалентные реакции свидетельствуют о наличии внутренних симптомов, которые еще не проявились вовне. Нулевые реакции указывают на внешний симптом, то есть проявленный.

Факторы, приводящие к заболеванию, они еще называются «кондукторными» в тесте отражаются в виде постоянных либо весьма частых положительных и отрицательных показателях, что свидетельствует о неудовлетворенности данной потребности. Неудовлетворение данных потребностей может происходить по двум причинам. Первая ситуация, когда внешние силы препятствуют удовлетворению потребности – это отражается в положительных реакциях. Вторая ситуация, когда сфера «Я» отрицает удовлетворение – это отражается в отрицательных реакциях.

В данном контексте следует рассмотреть такое понятие как «напряженность тенденций». Симптоматические факторы обладают наивысшей напряженностью, а кондукторные факторы – наименьшей напряженностью. При этом амбивалентная реакция свидетельствует о самом высоком уровне напряжения.

На основании этих данных происходит подсчет степени напряжённости по каждому фактору и выстраивается ранжированный ряд, на основании которого и определяются симптоматические и кондукторные факторы. На сновании этих данных формируется формула влечений, которая выглядит в виде дроби: на месте числителя стоят буквы побуждений, которые относятся к симптоматическим факторам, а на месте знаменателя – буквы кондукторных факторов.

Классы влечений

Метод формулы влечений в полной мере позволяет определить отношение между симптомами и неудовлетворёнными побуждениями. Но для классификации человека относительно системы влечений, используется метод «класса влечений».

В основе обоих методов лежит принцип напряженности, однако при методе « формулы влечений» учитывается напряжение, которое возникло из-за противоположности тенденций внутри одного фактора. При определении класса влечения учитывает напряжение, возникающее внутри отдельных векторов, между двумя факторами. После определения степени напряжения отдельных векторов, можно определить, к какому классу  относиться индивид, то есть он относиться к тому вектору, который имеет наибольшее значение.

В судьбоаналитической теории выделяется четыре вектора: S – сексуальные побуждения, Р – парохизмальные, SCH- Я-влечения, С- побуждения к контакту. Тот вектор, который имеет наибольшее значение напряжения — является наиболее критичным для индивида, поскольку он в меньшей степени удовлетворен и соответствует особому заболеванию влечения.  

В данной статье представлена лишь часть методов интерпретации теса Сонди согласно теории судьбопсихологии и кратное их описание. Однако даже представленные данные позволяют увидеть многогранность данной методики. Экспериментальная диагностика влечений отличается от всех остальных психологических тестов по многим параметрам. Во-первых, ее результаты отражают картину побуждений человека не только в настоящем времени, но и в прошлом, а также позволяют спрогнозировать на будущее. Во-вторых, данный метод возможно применить к любому индивиду, в независимости от пола, возраста, расы и уровня образования.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Triebpathologie. Band 1. – Huber. 1952 – 234s.
  2. Szondi L. Triebpathologie. Band 2. – Huber. 1952 – 307s.
  3. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. — Wien: Huber. 1972 – 489s.
  4. Сонди Л. Судьбоанализ. – Три квадрата. 2007 – 480с.
  5. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений. Перевод с немецкого В.И. Николаева.  – Когнито-Центр. 2005 – 547c.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *