Методика психодиагностики личности. Цветовой тест Люшера.

Аннотация: статья посвящена краткому описанию предистории создания теста; отражены этапы тестирования; краткая инструкция по использованию теста, представлена характеристика восьми «цветовых типов» личности; преимущества и области применения.Взаимосвязь психики и цвета является объектом исследования с древних времен. Важность цвету придается еще первобытными людьми. В живописи древности чаще всего встречаются три цвета: белый, черный и красный, что, вероятно, занимали особое значение в жизни древних людей. Например, белый цвет символизирует- мир, жизнь, черный же, наоборот- мрак, смерть.

Впервые символьное значение цвета было использовано Пфистером-Хейсом при создании экспериментально-психологической методики, направленной на исследование личности – тест цветовых пирамид. Макс Люшер – швейцарский психолог являлся воспитанником Пфистера, однако он высказал идею, что формы и цвета не могут соотноситься вместе, поэтому им была разработан свой подход, в котором использовались лишь цвета. Идея была озвучена в 1947 году, а в 1948 году вышла первая редакция теста. Цвета в тест Люшером подбирались экспериментальным путем из 4500 различных тонов цветов.

Изначально предполагалось использовать основные четыре цвета: красный, желтый, синий и зеленый, однако продолжая экспериментальные исследования, он приходит к восьми цветам, добавив: коричневый, фиолетовый, серый и черный.

Тест Люшера является психодиагностическим инструментом, позволяющим определить склонность индивида к определенному направлению деятельности, измерить психофизиологические параметры, основные черты личности. Согласно теории Люшера восприятие цвета имеет двоякое значение. Каждый цвет имеет одно и то же объективное значение или структуру, но в то же время имеет индивидуально субъективные функции, то есть каждому индивиду нравятся разные цвета.

При проведении тестирования и интерпретации необходимо придерживаться определенных правил и принципов. Во-первых, при опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещены, однако ныне весьма распространён компьютерный вариант проведения тестирования.

Для отражения выбора испытуемого используются следующие условные обозначения: явное предпочтение – «+»(первые два выбора) , предпочтение – «х» (третий и четвертый выбор), безразличие к цвету – «=» (пятый и шестой выбор), антипатия – «-« (седьмой и восьмой выбор).

После ранжирования предпочтений испытуемого при интерпретации учитывается расположение, например:

– 1 и 2 – Люшер относит к “Hinwendung” (направление от себя) – отражение стремления психического состояния в направлении удовлетворения; первый выбор показывает состояние стремления, второй его назначение.

Следующий этап заключается в расчете функционально-психологической величины, которая вызвана каждым цветом в порядке Hinwendung (направление от себя) и Gegenwendung (направление к себе). При интерпретации также уделяется внимание  размещению любого цвета в общей картине между краями.

Люшер отмечает центробежность/центростремительность цветов, в силу этого применял концепт “экс-центричность” и “кон-центричность”. Это явление используется при описании цветов теста.

Рассмотрим изначальное описание восьми цветов теста Люшера:

Красный цвет по своей сути является центробежным. Люшер так же характеризовал его как автономный, независимый, самостоятельный. “Предпочтение красного указывает на желание активации в целевом направлении, с одной стороны в эротическом направлении, но так же, в зависимости от ситуации, в направление агрессии”. “Субъект, который сам силен, полон жизни, энергичен, испытывает чувство уверенности в себе – предпочитает красный цвет; тот, кто слаб и встретился с чем-то сильным, будет воспринимать красный как угрозу”.

Таким образом:

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Желание опыта, тяга к стимулам”; автономия, центробежность.

(-) = “Gegenwendung” (направление на себя); “Страх чрезмерной стимуляции, чрезмерных требований, изнеможение”. Автономия отсутствует и вызывает страх; следовательно, тенденция к гетерономии, особенно если синий поставлен первым.

Желтый цвет – он так же центробежный, вероятно даже больше, чем красный, взрывной. Согласно желтому Люшера он, тем не менее, гетерономный, с отсутствием самостоятельности, прибегающий к самому себе. “Желтый находится в предпочтении у субъектов, которые ищут измененные, либеральные условия для того, чтобы найти выход созданному напряжению желаемым способом, чтобы развиваться более счастливо. Они желают освобождения от бремени или отстранения от каких-либо отношений, которые они считают огорчительными в зависимости от того, что они вызывают”.

Таким образом:

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Стремление к отдаленным вещам, к свободе; улететь от проблем”; центробежность, гетерономия.

(-) = “Gegenwendung” (направление на себя); “Страх открытости, потери и поражения, страх перемен”. Центростремительность и отказ от гетерономии.

Зеленый как цветовое восприятие – это центростремительное и автономное.

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Нужда в независимости и признании”. Субъект пытается забаррикадировать самого себя с самим собой – другими словами, центростремительность и автономия в полном смысле этих слов.

(-) = Gegenwendung (направление от себя); “Страх перед заключением и зависимостью, страх ситуаций принуждения”. Это противоположно предыдущему описанию: центробежность, особенно, если красный или желтый идет перед ним.

Синий цвет – центростремительный, возможно, даже больше, чем зеленый; синий – это расслабление, успокоение, стремление к тому, чтобы сдаться. Согласно Люшеру синий – гетерономный, т.е. зависимый и несамостоятельный.

Таким образом:

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Нужда в мире и расслаблении”. Центростремительность и гетерономия.

(-) = “Gegenwendung” (направление на себя); “Вакуум стимула, страх отсутствия и не удовлетворения”, то есть центробежность.

Фиолетовый согласно Люшеру характеризуется обоюдно исключительными противоположностями – в сплаве, который производит красный, являясь активным и волнующим, синий транквилизирует – “coincidentia oppositotium” (пер. – “совпадающие противоположности”, Кусанос – немецкий мыслитель). Связывание здесь состоит в сильном желании объединить – идентификация объекта.

Таким образом:

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Если в тесте Люшера фиолетовый поставлен первым, это будет неизменно вытекать из faszinierte intresse (увлеченный интерес) и нужда в чувствительной идентификации.

(-) = “Gegenwendung” (направление на себя); “Субъект, который отрицает фиолетовый, боится потерять независимость в чувственной эротической отдаче, он боится заплатить за цену своей боязливой эгоцентрической самостью”.

Коричневый – это затемненный оранжевый, воспринимаемый так, будто он слегка окрашен, например, черным. При этом жизненность красного потухла, подавлена или “разбита”, как бы сказал художник. Коричневый потерял полные силы, несдержанный импульс, могущественность красного. То, что потеряно в жизненности больше не активно, но пассивно восприимчиво; коричневый цвет представляет собой жизнеспособность физико-чувственной эмоции, природа на подобии побуждения самоопределения. Следовательно, предпочтение, безразличие или отказ от коричневого проявляет позицию субъекта к его собственному физическому качеству. Субъект, который отрицает коричневый как неприятный – отрицает жизнеспособное состояние собственного тела”

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Субъекты, которые находятся в явно неизбежном конфликте, часто предпочитают коричневый цвет, подавленный, утомленный цвет. Они больше не хотят размышлять, они остерегаются причин и рациональной ясности за пределами страха, который они больше не могут выносить в той жизни, которую они проживают. В сдерживании причины они ищут убежище примитивного состояния побуждения”.

(-) = “Gegenwendung” (направление на себя); “Субъекты, которые отрицают коричневый цвет, ищут таким способом, как возвысить себя над побуждениями инстинктов масс и привлечь внимание как индивидуальные персоны”: коричневый ставится на последнее место.

Серый. “Средний серый – это не цвет, он не светлый и не темный. Это полностью лишение стимула и свободы от физических тенденций”. Серый отражает “накипь” опыта, крайность.

Таким Образом:

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Испытуемый, который выбрал серый – ограничение – не хочет быть известным (или узнанным), изолирует себя от всякого влияния для того, чтобы добиться состояния свободы от стимула”

(-) = “Gegenwendung” (направление от себя); “Субъект, который остерегает серый, активизируется из-за готовности к стимулам и испытывает трудности в том, что его оставят неудовлетворенным. Он желает использовать все возможности для достижения этой цели и, таким образом, добиться свободы от состояния отсутствия стимула”.

Черный представляет отрицание, границу, на которой есть многообразие концов жизни. Черный проявляет взгляд небытия (das Nichts) – не-существования в оставлении чего-либо, как смерть, отрицание в вызывающем протесте”. “Черный вызывает сдерживание импульсов, оборону против них, отказ”. Предпочтение черного определяет автономию, хотя избыток в патологическом направлении – защитный механизм – является всегда как минимум угрожающим. Под влиянием черного цвета центростремительность перемещается в крайность к запретам и отсюда к деструктивной агрессии.

Таким образом:

(+) = “Hinwendung” (направление от себя); “Субъект, который ставит черный цвет на первое место, поднимает вызывающий протест против своей судьбы”

(-) = “Gegenwendung” (направление на себя); не хочет сдаваться. Отказ значит для него отсутствие и тревожную нехватку. Для тех, кто находит черный неприятным – характерно общее наблюдение – им крайне сложно сдаться в чем-то, поэтому они рискуют наложением авторитарных, чрезмерных требований

Тест Люшера относиться к проективным методикам, который позволяет за непродолжительное время получить психоэмоциональную картину состояния индивида. Стимульный материал, позволяет затронуть бессознательную сторону личности, поэтому результаты теста отражают глубинные стороны личности. Тест обладает рядом положительных характеристик: во-первых, простота использования, во-вторых, продолжительность проведения занимает не дольше 10 минут. Тест позволяет определить «цветовой тип» личности, для которого характерно определенное поведение, склонность к той или иной деятельности, черты личности. В силу этого спектр использования теста весьма широк, как в профессиональной деятельности, так и межличностных отношениях.

Список цитируемой литературы:

  1. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 3. 2006
  2. Люшер Макс. Цветовой тест Люшера. Москва. 2002
  3. Люшер Макс. Тест Люшера. 2009.
  4. Яакко Габриэль Борг. Теория личности Сонди.

One thought on “Методика психодиагностики личности. Цветовой тест Люшера.

  • 23.06.2018 в 06:03
    Permalink

    Л. Н. Собчик известна разработкой ряда оригинальных методик психодиагностики, а также адаптацией и модификацией к российским условиям ряда зарубежных личностных опросников и тестовых методик. Ею создана теория личности, основные положения которой: свойства личности уходят корнями в генетическую предиспозицию и формируются в процессе взаимодействия врожденных особенностей и влияния социального окружения. Непосредственное поведение в основном обусловлено характером, но целенаправленны поступки побуждаются и контролируются самосознанием. Типология индивидуально-личностных свойств обусловлена разнонаправленными тенденциями, взаимно уравновешивающими друг друга у сбалансированной личности и нарушаенной в состоянии дезадаптации или у акцентуированной личности.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *