Место психологии в системе наук

Современная психология не только занимает промежуточное положение между различными науками, а часто с ними напрямую связана, является для них средством сочетания с жизнедеятельностью человека. В центре ее внимания всегда остается человек — главное действующее лицо общественного и мирового прогресса. Поэтому психология развивается как человеческая теория и практика.

Близость психологии и общественных, естественных и технических наук, даже наличие отраслей, которые она совместно с некоторыми из них изучает, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, теоретические принципы, пути изучения предмета.

Психология и естествознание

Становлению психологии как самостоятельной науки способствовал ее прочный союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Именно в это время в психологию внедрили экспериментальный метод (Р. Фехнер), особенно после выхода книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было доказано, что психические явления такие же естественные, как и все другие функции человеческого организма, они не могут быть беспричинными, а является результатом рефлекторной деятельности нервной системы.

Рефлекторная теория И.М. Сеченова, которая получила дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в трудах А.А. Ухтомского, Н.Л. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., стала естественно-научной основой психологических знаний. Сейчас это естественнонаучное обоснование науки еще больше усилилось благодаря углубленному изучению нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности.

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи знаменитого естествоиспытателя Ч. Дарвина, высказанные в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь» (1859). Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к условиям среды, изменчивости, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, примитивных. Дарвин хотел приспособить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно — действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе. Однако, на наш взгляд, это не соответствует действительности.

В изучении роли психики в поведении человека немалую роль сыграли исследования психологов-клиницистов (И.Н. Бехтерев, С.С. Корсаков, А. Р. Лурия и др.), Которые разработали основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в решении вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, недоверие и т.д.), а с другой — само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединить усилия врача и психолога.

В то же время клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых участков коры мозга, например, височных долей, дают новые сведения для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив специфику психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Основательное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.). Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, являются одновременно разделами естествознания и медицины.

Психология и научно-технический прогресс

Для XX века характерно исключительное по своему масштабу развитие новых видов техники, средств связи, широкое использование электроники, автоматики, освоение новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т. п. Все это ставит огромные требования к психике человека, который сталкивается с современной техникой.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, то есть возможностей, заложенных в психических познавательных процессах, — восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности — особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.д. .

В частности, в условиях нервно-психического напряжения, обусловленного необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и т.п.), чрезвычайно существенным является наличие определенных свойств личности, которые дают возможность выполнять действия без ошибок и срывов. Отсутствие этих качеств приводит к авариям.

Изучение психологических возможностей человека в связи с профессиональными требованиями сложных видов трудовой деятельности, свидетельствует о важной роли современной психологии.

Инженерная психология, решает проблему «человек-машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда в целом, теснейшим образом сталкивается со многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии большое влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, которые считали уникальным достоянием человеческого сознания — функции накопления и переработки информации, управления и контроля — стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. В то же время отдельные исследователи, увлеченные успехами кибернетики, стали трактовать человека как автомат с программным управлением.

С другой стороны, автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые нельзя передать электронным устройством, прежде всего — творческих способностей. Для будущего человечества, для личности и ее психического устройства значение компьютерной революции огромно. Но как бы не менялась личность человека, какие бы чудеса не создала электронно-информационная технология, ей, как и раньше, будут присущи психические свойства со всеми признаками, присущими предмету психологии.

Варий М. И. Общая психология. Учебное пособие. — Киев, «Центр учебной литературы», 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *