Комплементарные виды «Я-судеб», согласно концепции судьбоанализа

Аннотация: в данной статье представлены восемь комплементарных «Я-судеб», которые были диагностированы с помощью экспериментальных методов судьбоанализа. Структурное описание каждого вида судьбы согласно закону диалектики представлено в виде двух противоположностей, что составляют в совокупности единую судьбу, однако отражаются в жизни индивида в определенной последовательности, подчиненной принципу смене переднего плана на задний. Описанная каждая судьба в отдельности отражает в первую очередь патологические аспекты внутренней диалектики, то есть внутренние опасности личности и защитные механизмы, с помощью которых «Я» защищается.

1. Комплементарная «Я-судьба»: проективный параноик и принуждение работой или навязывание работы

Каждый вид судьбы в отдельности характеризуется относительно здоровым существованием и болезненным. В рамках первого вида судьбы наблюдается  болезненное существование – проективный параноик либо относительно здоровое – одержимое работой мужское «Я».

Люди с подобного вида судьбой перед и после проективно-параноидальных толчков характеризуются как усердные работники, они полностью одержимы работой ( р+), однако подобного вида деятельность носит навязчивый характер (+-к), до тех пор, пока не проявятся неожиданно проективные идеи безумия (SCH = 0 –).

Жизнь человека первой комплементарной «Я-судьбы» можно было бы описать следующим образом: во время выполнения своих обязанностей на рабочем месте он постоянно чувствует себя перегруженным, внутреннее состояние сопротивляется этому, но продолжает молча трудиться. Это продолжается до тех пор, пока у него не проявляется параноик; данное состояние может продолжаться всего лишь несколько часов, но в это время он становиться грубым, зачастую агрессивным. После того, как приступ заканчивается, он продолжает спокойно и прилежно работать, как будто ничего и не было. Это объясняется наличием заднего и переднего плана: проекция параноидального заднепланового «Я» все время проявляется в работе и, наоборот, мир желаний и фантазий параноиков заполнен рабочими проблемами, которые он не может разрешить по причине идей преследования или причинения вреда.

Ссоры между партерами при данном виде судьбы чаще всего происходят на почве того, что один считает другого партнера ленивым. Поэтому все тяготы брака хочет перенести на его «плечи». В данном случае работа между партнерами является «яблоком раздора».

Подобного рода тенденции наблюдаются и при выборе друзей. Проективные параноики очень строго относятся к своим результатам, поэтому данной категорией оценивают не только себя, но и друзей, партнеров, детей, тем самым очень сильно «портят жизнь» окружающим.

Выбор профессии проективного параноика продиктован заднеплановым «одержимым работай «Я», в силу этого выбираются следующие профессии:  экспедитор, геолог, археолог, психиатр, миссионер, психолог, то есть та сфера, где они могут себя продемонстрировать, как прилежные принудительно работающие.

2. Комплементарная «Я-судьба»: покинутость и принуждение.
Минорное и мажорное «Я»

Согласно данному виду судьбы на переднем и заднем планах находятся минорное и мажорное «Я», то есть женское и мужское «Я». Данные тенденции чаще всего играют решающую роль при выборе партнера, то есть партнер выбирается согласно  противоположному фактору. Пропорции переднепланового и заднепланового «Я», которые оказывают влияние на выбор, в каждом случае имеют индивидуальный характер.

Безусловно, эти «Я-существования» оказывают основополагающее влияние на характер индивида. В данном случае наблюдается ярко выраженный контраст между минорным и мажорным «Я-характером», то есть минорные черты у мужчин и мажорные – у женщин.

В образовании симптома сексуальных извращений и инверсий почти всегда встречается одновременное контрастное минорное и мажорное «Я». При мазохизме проявляются черты, которые имеют отношение к садистским фантазиям мажорного «Я» и наоборот. То есть садисты могут одновременно вести себя по-мазохистски как в отношении других людей, так и по отношению к себе. Мазохисты при этом в своем мире фантазий переживают одновременно садистское мажорное «Я».

3. Комплементарная «Я-судьба»: аутизм и заторможенность

В третье комплементарной судьбе наблюдается постепенное или контрастная смена двух существований: артистического интропроективного «Я» (Sch = + -) и заторможенного «Я» (Sch = — +). Поэтому  индивид может жить в нереальном аутичном мире мыслей, а затем неожиданно стать заторможенным, когда он покидает свой нереальный мир.

Данный вид расщепления «Я» получил название «зеркальная реакция»: (Sch = + -) и (Sch = — +). В данном случае наблюдается контрастная смена «Я» существований: заторможенности и аутизма. При смене одного «Я» существования на другое, также происходит смена значений факторов s и е, то есть при заторможенности наблюдается мазохистская пассивность (-!s) и боязливая совесть (+е), при аутичной фазе — чрезмерная агрессия (+!! S) и скопление грубых аффектов (е-).

Экспериментальный «Я-анализ» на базе исследований доказал, что заторможенность и аутизм являются двумя противоположными формами «Я-существования», которые очень часто встречаются у здоровых людей.

Данные тенденции находят, безусловно, свое отражение и в выборе профессии. То есть заторможённые люди ввиду заднепланого аутистического «Я» выбирают профессии, которые дают возможность реализовать заднеплановое «Я» — это может быть сцена, кино, где существует наибольшая возможность его реализации.

Эрика Гудхертц Брукштутс провела исследование, в ходе которого было протестировано 713 актеров и актрис. Выяснилось, что у них в два раза чаще проявляется заторможенное «Я», чем у среднестатистического человека. Но помимо заторможённого «Я» у актеров весьма часто встречается отчуждение от мира (SCH = – ±)  и «бегущее от мира «Я» (SCH = ± –). Таким образом, отчужденное переднеплановое Я у актеров встречалось в три раза чаще, чем у обычных людей. «Убегающее «Я» у актеров встречалось даже в 5 раз чаще, чем у среднестатистических нормальных людей. Картина отчуждения – это заторможенность, а бегство – аутизм.

При данной комплементарной судьбе заторможенные люди выбирают в качестве друзей и партнеров, зачастую нереальных аутистически недисциплинированных людей и наоборот. Поэтому у некоторых творческих браков можно встретить следующее сочетание: один из партнеров является заторможённым, а второй – аутичной личностью.

Анализ характера индивида с данным видом судьбы показывает при заторможенности — затруднения и замедление ассоциативного мышления. Блейер описывает случай, когда одна женщина – меланхоличка хотела поменять место за столом, но ей пришлось потратить полчаса для того, чтобы решить, хочет ли оно вообще переставить стул и куда именно она его хочет поставить.

Таким образом, аутизм и заторможенность являются контрастными «Я-существованиями».

 

4. Комплементарная «Я-судьба»: принуждение проекции с

навязчивостью и полная инфляция. Пароксизмальное инфлянтивное Я

В четвертой комплементарной судьбе сочетаются: «бегущее «Я» (SCH = ± -) и полностью инфлянтивное «одержимое Я» (SCH = 0 +).

В данном случае при развитии шизофрении проявляются следующие симптомы:

  • инфляция с манией величия (р+);
  • проекция с идеями преследования (р-);
  • пароксизмальное возбужденное состояние, при котором пациент считает опасным свое окружение;
  • полная кататониформная закрытость, избегание людей и навязчивые проявления (– k).

Данные состояния попеременно меняют друг друга, в результате можно будет наблюдать картины следующих проявлений: инфлятивный параноик, затем проективный параноик, следующий раз как эпилептоидный пароксизмальный больной, и в конце можно наблюдать кататоника.

Представители этого класса являются чаще всего неспособными удовлетворить свою безграничную тягу в профессии или в творческой деятельности и спасаются от диастолитичкой опасности инстинкта посредством:

  1. истероформного эпизодического состояния затемнения сознания;
  2. приступов ярости, при которых возникает желание убить своих родителей или заменяющие их фигуры;
  3. разъяренных истерико-эпилептических приступов;
  4. истероформных танатоманических приступов, то есть через попытки самоубийства, в которых они поджигают, к примеру, свою одежду, кровать, а главное, сделать это перед публикой;

Данный вид судьбы часто наблюдается у духовных высоразвитых инфлятивных учителей, которые на время вынуждены прекращать свою духовную работу и переезжать на другое место. В эту категорию комплементарной «Я-судьбы» относятся также писатели, журналисты, люди искусства, которые через смену фаз двух существований нередко становятся людьми, часто путешествующими по миру.

При анализе симптомов людей, относящихся к данному виду судьбы, отчетливо наблюдается,  что инфляции почти всегда происходят пароксизмально. Инфлятивно-параноидальный человек постепенно скапливает в себе свою одержимость идеей или безумным представлением, а затем неожиданно разгружает это в виде взрыва. Одновременность инфляции и пароксизмальности является причиной того, что инфлятивные люди нередко становятся поджигателями и убийцами в аффекте.

При постепенной смене двух рассматриваемых существований, судьба не всегда является болезненной, иногда это может проявляться лишь в изменении характера. Женский характер на переднем плане выражается в следующих чертах:

  • очаровательное, чересчур вежливое поведение по отношению к мужчинам и женщинам со сверх-компенсацией мужественности;
  • движения напоминают «танцующие»;
  • стремление к власти в овладении людьми. Также, сюда относятся ведущие позиции в экономике и обществе. В действительности они всё хотят иметь (+k) и часто достигают этого через свою женственную очаровательную личность (+-р), но они обладают «когтями» имеющегося «Я»;
  • преобладание принципа желания;
  • спокойно и выжидающе следуют цели; никогда не отпускают желаемый объект;
  • пониженная сопротивляемость трудностям;
  • очень часто эти люди продолжительное время связаны с родителями, они также поздно женятся;
  • предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Второе «Я-существование», которое находиться на заднем плане, может на протяжении 10 лет не проявляться, а выйти на передний план только после первой неудачи. Данный характер обладает следующими чертами:

  • принуждение к порядку;
  • неуверенность и страх авторитарности;
  • подавленность при знакомстве с чужими людьми;
  • постоянное неприятное чувство, смешанное с чувством страха;
  • недостаточность, смешанная с чувством неполноценности;
  • стремление всё время не действовать банально или вульгарно;
  • отсюда – неадекватный торжественный вид «сакрального» звучания их речи — всё время чувствуется что-то ненастоящее. Есть постоянное ощущение, что они этим  способом выражения хотят скрыть что-то нечистое.

Выбор профессии при вытесненном «Я» -«одержимого мужчинами» женского «Я-иметь» следующий: работник полиции нравов, сексопатолог, работник социальных организаций, дерматолог, гинеколог, учитель.

 

5. Комплементарная «Я-судьба»: побег и овладение действительностью. Потеря и захват мира. Отчуждение (деперсонализация) и присоединение (интроекция) мира. Мечтатель и получатель

В данном виде судьбы присутствуют две противоположности: отчуждающееся от мира, теряющее мир «Я» и полностью интроецированное, то есть желающее захватить целый мир в свою власть, ищущее власти Я, так называемое «хочу-Я». То есть тотальная интропроекция (SCH = + 0) в противовес к трехфункциональному отчуждению мира (SCH = – ±).

Психопатологические особенности данного вида судьбы выглядят следующим образом: после тяжелой неактивной фазы полнейшего отчуждения от действительного мира (SCH = – ±), которое может дойти до деперсонализации, вдруг  неожиданно появляется гиперреактивность, с которой человек стремится присоединить целый мир и объекты ценности (SCH = 0 +).

Экспериментальный «Я-анализ» говорит, что отчуждение и мужское «хотеть-Я» в рамках одной и той же «Я-судьбы» представлено как «Я-существование близнецов».

Отчуждение может проявляться в том, что человек запирается на несколько недель в комнате и никуда не выходит, он больше похож на тень, потому что мир для него чужд, а потом неожиданно происходит смена, и он с необычайным рвением зарабатывает крупные суммы денег и делает это весьма успешно. В другом случае, желание иметь может привести к воровству, если нет возможности зарабатывать. Интропроективное «Я-иметь» может проявляться в форме фетишизма. Отчуждение от мира может привести к самоубийству, а желание иметь — к элементарной зависти.

В мире своих желаний отчужденный всегда возвращается к желанию иметь и овладеть миром со всеми его ценностями. Поэтому в характере носителя данной «Я-судьбы» присутствуют черты обоих Я существований. Корыстолюбие (SCH = + 0) никогда не исключает зависти, самомучений, борьбы с покинутостью, и с собственной женственностью (SCH= – ±). Некоторые хирурги, финансисты и политики (SCH = +0) несут вышеназванные черты в своих «иметь-Я» одновременно с действующими отчужденными заднеплановыми «Я-тенденциями». И наоборот, люди, которые как тени в настоящем времени, раскрывают часто настоящую корыстную, эгоистическую манию зависимости власти и корыстолюбия.

 

6. Комплементарная «Я-судьба»: «Я-наводнение» и «Я-отплыв».
Полный нарциссизм и приспосабливаемость, интроинфляция и проективное отрицание как отрицание проекции

Шестая комплементарная «Я-судьба» состоит из: полного нарциссического «Я», стремящего всем «быть» и все «иметь» и приспосабливающего к настоящей ситуации с автоматическими навыками «Я», то есть «Я-наводнение» и «Я-отлив.

Частичное сплавление данных тенденций может выражать относительно здоровое существование, а длительный полный нарциссизм – болезненное существеннее. Раздутое нарциссическое «Я» (SCH= ++) и «Я» с автоматическими навыками (SCH=—) отражают несоединимую пропасть, поэтому полный переворот, длящийся длительное время крайне редко происходит.  Поскольку трудно представить, что личность, которая хочет всем «быть» и все «иметь» на длительное время превратилась в человека с автоматическими навыками и полностью предастся отречению, отказу и серости.

Мир желаний человека с автоматическими навыками в монотонной работе серых будней может заполняться фантазиями всем «быть» и все «иметь». И наоборот, человек, убегающий от своего нарциссизма, придерживается желания стать серым будничным человеком.

В дружеских парах, где один человек является «серым человеком», а другой раздутым нарциссическим «героем» встречаются, но крайне редко. Чаще всего нарциссы выбирают нарциссических личностей, дополняющих их.

 

7. Комплементарная «Я-судьба»: женское «иметь-Я», которое всё и каждого хочет «иметь», и мужское вытесняющее «Я»

В седьмой комплементарной судьбе различаются два «Я-существования»: имеющее женское «Я» с предрасположенностью к покинутости и мужское «Я». В данном случае одна функция отрицания противопоставляется трем функциям: проекции, инфляции, интроекции.

В данном случае речь идет о вытеснении, как механизме защиты, то есть вытеснение пытается защититься через особую потребность заднепланового «Я» — быть женщиной и захватить мужчину (к+), либо мужчина захватить женщину. Наблюдается следующая картина: SCH = – 0 на ПП и SCH = + ± на ЗП. В тот момент времени, когда персона отказывается от этого желания как от чего-то непристойного, начинается процесс вытеснения и на передний план выходит картина вытеснения. Данный тип судьбы в большей степени присущ для мужчин.

Эту судьбу еще можно называть —  «становление мужчины или женщины» и этот путь пошагово  можно отразить следующим образом:

Первая фаза: партиципативный двойственный союз с матерью (SCH = 0 –).

Вторая фаза: покинутость после разрушения двойственного союза матери и сына (SCH = 0 ±).

Третья фаза: принятие покинутости и собственная женственность; идентификация с матерью в «быть». Сын хочет быть таким же, как мать, и любить мужчин, как и мать любила сына: ювенильный гомосексуализм ( SCH = + ±).

Четвертая фаза: вытеснение ювенильных однополых требований (SCH = – 0).

Пятая фаза: подавление тех же самых требований с принуждением (SCH = ± 0).

Шестая фаза: снова появление двуполых амбитенденций, однако с мужским навязыванием (SCH = ± +).

Седьмая фаза: полная интеграция мужчины и женщины в «Я» SCH = ± ±.

Однако этот путь становления мужчиной или женщиной не каждый способен пройти в полной мере, поэтому чаще всего наблюдается застраивание на одной из фаз. Следует заметить, что женщина перед вытеснением становится зависимой от мужчин, в то время как мужчина во время вытеснения становится «Дон Жуаном».

8. Комплементарная «Я-судьба»: интеграция и дезинтеграция

В восьмой комплементарной судьбе наблюдаются два противоположные «Я-существования»: интегрированное целое «Я» и полностью сдавшееся, иногда эпизодически меняющееся или полностью находящееся в сумеречном состоянии.

В том случае, когда на переднем плане находятся все четыре элементарные функции (SCH=+-,+-), чтобы защититься от опасностей края, задний план остается без «Я» (Sch = 0 0) либо наоборот. То есть, вместо интеграции проявляется дезинтеграция, и наблюдаются тенденции к саморазрушению.

Данную картину можно описать следующим способом: у больного в состоянии перед потерей своего «Я», возникает перепутье — либо сойти сума, или биться в эпилептическом припадке. Но он пытается собрать все свои «Я-силы»¸ чтобы защититься от опасностей инстинкта. В действительности – это сверхчеловеческое применение силы, посредством применения 4-х элементарных функций «Я». Это возможно только в том случае, когда он направит свою жизненную силу, агрессию и активность вовне. Но чаще всего это  сделать  не удается и силы «Я» ослабевают, а в результате происходит полная потеря «Я» (Sch = 0 0).

Постепенную смену при данном виде судьбы одной противоположности на другую можно было описать на следующем примере: с виду умные и способные девушки, которые могут быть даже религиозными, при испытании в жизни какого-либо разочарования, внезапно становятся безудержными, что может выразиться в том, что они «бросаются на шею любому мужчине без разбора». Разочарование в этом случае служит причиной смены переднего плана на задний, то есть интегрированное «Я» смещается на задний план, а на передний план выходит дезинтеграция, при котором «Я» отсутствует, что и служит причиной данного поведения. Чтобы не произошла смена планов, «Я» интегрирует все «Я-силы» посредством четырех элементарных функций, что служит в данном случае тормозом от опасности заднего плана. «Я-тормоз» функционирует до тех пор, пока они могут поддерживать с матерью, сестрой или подругой интимные нежные отношения. При  разочаровании «Я- тормоз» ломается и человек становиться безудержным.

Люди с данным видом судьбы чаще всего при тестировании показывают картину дезинтеграции. Их поведение характеризуется чрезмерной рассеянностью, большую часть времени они пребывают в своих мыслях, тем самым создают впечатление очень болезненных людей, которые на самом деле являются чрезмерно гуманными и готовы всегда прийти на помощь. Зачастую такие люди характеризуются приверженностью к религии, науке, но при этом совершенно халатно относятся к своим домашним обязанностям по отношению к детям и мужу.

В силу действия данных противоположных тенденций, мир интегрированных людей наполнен страхами, и наоборот, дезинтегрированные — стремятся спасти мир и человечество.

Данные тенденции определяют также выбор в любви, дружбе, поэтому высокоодаренные мужчины могут жениться на дезинтегрированных женщинах. И, наоборот, дезинтегрированные выбирают в друзья и партнеры интегрированных людей, чтобы развивать свою духовную составляющую. Для таких людей наилучшим выбором в профессии является: философия, психология, психиатрия, поскольку в данной сфере они могут реализовать свой моральный, а также часто «первичный (сексуальный)» мазохизм.

Экспериментальный «Я-анализ» позволил диагностировать восемь комплементарных «Я-судеб». Вопрос относительного того, существуют ли другие разновидности судеб, остается открытым. Однако стоит отметить, что данный анализ показал, что эти восемь судеб являются фундаментальными. Иными словами, можно сказать, что судьба состоит из двух противоположностей, которые служат способом защиты «Я» от внутренних опасностей, то есть механизмами защиты внутренней диалектики. Таким образом, согласно концепции судьбоанализа механизмы защиты подразделяются на механизмы защиты «Я» и механизмы защиты от опасностей инстинкта в сексуальной жизни – факторы s-h, жизни аффекта – факторы е-hy и жизни контакта – факторы d-m.

Согласно концепции судьбоанализа на бессознательном уровне индивид проживает навязанную судьбу, которая продиктована «притязаниями предков». Описанные виды «Я-судеб» и представляют варианты наследственных судеб. Безусловно, бессознательный выбор судьбы зависит не только от наследственных факторов, хотя они являются определяющими, также оказывает влияние и окружающая среда, и воспитание. Поскольку, как рассматривалось ранее в одной из статей, побуждения индивида поддаются воспитанию, хотя степень воспитуемости отдельных факторов разная. Поэтому благодаря воспитанию и методов терапии судьбоанализа существует возможность избавиться от навязанной судьбы, в случае интеграции всех противоположностей, описанных выше.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  3. Szondi L. Triebpathologie. Band 1. – Huber. 1952 – 234s.
  4. Szondi L. Triebpathologie. Band 2. – Huber. 1952 – 307s.
  5. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. — Wien: Huber. 1972 – 489s.
  6. Э. Блейлер. Руководство по психиатрии. — Независимая психиатрическая ассоциация. 1993

 

Комплементарные виды «Я-судеб», согласно концепции судьбоанализа: 3 комментария

  • 24.07.2018 в 13:49
    Permalink

    В данной статье описано не мнение или идея. Судьбоанализ — это наука, доказанная на базе множества экспериментов, согласно которой человек на бессознательном уровне проживает в той или иной степени только данные виды судеб. Главный вопрос, которым следовало бы задаться: «Что с этим делать и как управлять?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *