ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО И ВООБРАЖЕНИЕ

Изобретательство —это прежде всего творческая деятельность, а процессы механической памяти, внимания и суждения, хотя и принимают участие в творческих процессах, далеко еще не составляют их сущности.Творчество всегда отмечено печатью оригинальности.Его результатом всегда является нечто новое или по крайней мере нечто такое, что представляется новым самому творцу. Между тем нередко наблюдается, что люди с громадной памятью, сильным вниманием и развитым рассудком все-таки бывают лишены творческой способности.

Зерно творчества лежит в процессах воображения.Только тот, кто не ограничивается сознанием окружающей его обстановки, а умеет мысленно дополнять ее образами своей фантазии, вольной комбинацией своих прежних впечатлений, кто может порою целиком переноситься в мир мечтаний и претворять свои неясные желания в определенные представления,— короче сказать, только человек с достаточно сильным воображением может быть способен к изобретательству в широком смысле этого слова. Без достаточно развитого воображения не может быть и технического изобретательства.

Около десяти лет назад мне удалось выработать довольно простой с внешней стороны метод исследования процессов воображения и собрать с его помощью значительный материал (около 100 000 данных), благодаря чему для меня выяснились многие стороны творческих процессов. Некоторые предварительные описания работ, исполненных по моему методу, уже появились в печати, а общий обзор всего, что удалось нам сделать в этой области, в настоящее время уже совершенно подготовлен к выходу в свет.

Этот хорошо испытанный нами метод исследования воображения был применен мною и к изучению технических изобретателей.

Внешняя его форма заключалась в следующем.Испытуемый садился за стол, покрытый гладкой серой материей. Такой же материей была затянута и находящаяся перед ним стена. Левая рука испытуемого помещалась на столе таким образом, чтобы ее удобно было закрыть от глаз испытуемого небольшим подвижным черным экраном. Правая рука свободно лежала на столе. Туловище несколько наклонялось вперед подобно тому, как это бывает при письме.

Перед началом опыта говорилось:
„Сейчас вы что-нибудь увидите, услышите или почувствуете. И тогда вы должны будете сказать, на что это похоже, когда так бывает, что вам при этом припомнится, что представится. Вы будете говорить все, что вам придет в голову под влиянием того, что вы увидите, услышите или почувствуете… Например— вот! (Раздается хлопанье в ладоши за экраном.) Что вам это напоминает? (При этом следуют обыкновенно ответы: „аплодисменты в театре”, „овации оратору”, „петух хлопает крыльями”, „хозяйка гонит кур”, „вы хлопаете в ладоши” и т. д.).

Теперь попробуем еще раз. (Из-за экрана выдвигается и ставится перед глаза ми испытуемого карточка со схематическим рисунком елки,причем в то же время раздается равномерное постукивание карандашом по столу). Что вам все это напоминает? (Здесь обыкновенно даются ответы: „елку рубят”, „дрова рубят в лесу”,„дятел стучит” и т. д.) Вот и дальше все будет в таком же роде”.

После этих предварительных опытов испытуемому давалось десять пар несложных разнородных раздражений, причем после каждой пары он должен был описывать свои психические состояния, возникшие под влиянием полученных им раздражений. Между действием первого и второго раздражителей протекало около двух секунд.

При наших опытах применялись четыре вида раздражителей: зрительные геометрические (карточки с изображением прямой линии, треугольника,круга, пятиугольника и квадрата), зрительные цветовые (квадратные карточки черного, белого желтого,красного и зеленого цветов), слуховые (звонок, звон струны, щелчок по папке, удар карандашом по краю блюдечка, удар ребром деревянной линейки по столу)и осязательные (прикосновение неочищенным карандашом к спине, прикосновение мехом к кисти левой руки, прикосновение карандашом к затылку, прикосновение к кисти левой руки шпилькой, прикосновение к кисти левой руки пальцем).

Размер применявшихся карточек был равен 12 см в квадрате. Раздражители обыкновенно давались парами в следующем порядке:

1) прямая линия — звонок;
2) треугольник — прикосновение к спине;
3) черный цвет — звук струны;
4) круг — щелчок по папке;
5) желтый цвет — прикосновение меха;
6) пятиугольник — прикосновение пальца:
7) красный цвет — звон посуды;
8) квадрат — прикосновение к затылку;
9) зеленые цвет — прикосновение шпилькой;
10) белый цвет — удар по столу ребром линейки.

Результаты этих опытов показали, что в отдельных случаях наши испытуемые проявили неодинаковую способность к воображению.

Некоторые из исследованных нами лиц, подвергаясь действию указанных раздражителей, сосредоточивали все свое внимание только на непосредственно переживаемых ими восприятиях. Они описывали только то,что видели, слышали и осязали в данный момент, совершенно не обнаруживая склонности перенестись мыслью за пределы окружающей их обстановки.

Нечаев А. П. Психология технического изобретательства. — 1929

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *