Готовы ли вы к унижениям? Путь исцеления от ущербности

«Вся проблема в скорости обучения»

Г. С. Попов

Психология, как принято считать, возникшая в XX столетии, описала широкий спектр расстройств, комплексов, от которых человеку необходимо избавиться, чтобы полноценно жить и заниматься любимым делом. Например, «комплекс неполноценности», «комплекс величия», «комплекс вины», «комплекс Эдипа» и множество других. Рассматривать человека, как набор каких-то комплексов, и терапевтировать их по отдельности – непозволительная роскошь в современном мире.

Основной предмет исследования глубинной психологии – бессознательное, однако данная категория была определена как приоритетная еще ее создателями в XX веке. Поскольку прошлый век и настоящее время коренным образом отличаются и, пожалуй, главное отличие заключается в том, что скорости изменились в сторону увеличения в несколько раз, если не в несколько десятков. Логично, что  XXI век требует несколько иных подходов в психологии, а, вероятно, и иных категорий исследований.

Предлагаю читателю познакомиться с книгой украинского ученого «Психология фотографа». Автором этого уникального труда является академик, PhD Мальцев Олег Викторович. Официально книга была издана буквально несколько дней назад. Уникальность этого научно-популярного труда заключается в том, что ученый предлагает познакомиться с новой категорией глубинной психологии- «ущербностью», а сама книга написана как введение. Книга опубликована в свободном доступе, поэтому каждый желающий может ее изучить здесь.

В данной же статье не стоит задача познакомить читателя в полном объеме с категорией «ущербность», а привести небольшой фрагмент из книги, который показывает, как человеку исцелиться от ущербности.  Ученый Олег Мальцев описывает три пути, которые позволяют не только избавиться от ущербности, но и достигнуть определенного Триумфа в жизни! Разделение пути избавления от ущербности на три составляющие – совершенно условное, но об этом позже. Описываются они в книге следующим образом:

1. Путь индивидуалиста. У человека, избравшего сей путь, нет начальников, контролёров, вообще персонажей, от которых он зависим; это движение че­ловека, который «сам по себе». Индивидуалист всегда идёт по пути обмана и иллюзии (с точки зрения движения по специальности его иногда именуют фокусником, единственным в своём роде и так далее). Можно быть очень хорошим специалистом, мастером своего дела, однако «хорошесть» или выдающееся умение, что как секрет для других, — всё это происходит из плоскости искусства и иллюзии. Для людей, отдавших предпочтение этому пути, самое главное — известность и авторитетность.

2. Путь науки. Это не путь унылого просиживания штанов на стуле в пыльной комнате или в белом халате в лаборатории. Наука позволяет реализовать путь менеджмента, руководства над другими людьми. Такой человек всегда идет путем возвышения. Вы можете их даже не знать, как например, никто не знает имена председателей директоров концерна Philips, Mercedes-Benz и т. д. Этим людям неважно и не требуется быть известными, вместо них известны их творения.

3. Путь создателя. Яркие представители такого пути — те, кто разрешают задачу класса создания. Речь идёт об уровне сверх-науки и сверх-людей (так сказать, не для общественного пользования). Про этих людей — гениев и знатоков своего дела — вообще ничего не известно. Их как будто не суще­ствует вовсе! В качестве примера вспомним одного из величайших маэстро испанского фехтования Франческо Вилардита. Такие люди, как он становятся Богами при жизни, а затем просто исчезают, а их творения живут веками (стоит, пожалуй, упомянуть три конструкта его творения — буржуазная революция, бизнес, ндрангета).

Первый путь — тернистый. Своего рода, символ при­несения себя в жертву на алтарь победы. И у этого пути есть прекрасно известный прототип или персонаж, чья история тревожит сердца людей не одно столетие. Это путь Иисуса Христа, путь ущербности индивидуалиста. Посуди сам: из всего трансцендентного богатства и мирового разнообразия пантеонов, нет более ущербного Бога, чем Иисус Христос. По каноническо­му закону православной церкви, Иисус Христос пришёл на землю, как Бог, принял человеческую природу, в ней прожил жизнь,  был распят и воскрес. Таким образом, он словно освободился от человеческой ущербности. Стоит ли упоминать, что именно христианство является одной из доминирующих религий в мире. А значит, огромное количество людей стремятся подражать Иисусу Христу, становясь от этого всё более ущербными. Это одна из главных причин, почему ущербность будто бы выступает абсолютной необходимостью в жизни человека. Да и знакомят человека с таким примером следования великому пути практически с самого детства.

Этот путь, безусловно, с категориальной точки зрения, является крайне ин­тересным, потому как среди его представителей можно выделить не только И. Христа, но и таких выдающихся мастеров фехтования, как-то: Антонио Маттей, Джакомо Ла Куова, Николо Теракуза и Вентура и многие другие. Эти мастера — представители последней школы победоносного неаполитанского фехтования; школа тех самых завоевателей Испанской Империи, которые прошли весь мир, не зная ни страха, ни поражения…Однако путь их был тернист и сложен, что не сделало его менее значительным в их собственном, индивидуальном величии и величии империи. Этих людей ущербными назвать крайне сложно, напротив, эти мастера — гении и непревзойдённые Чемпионы. А в чём же дело, как они смогли пройти по пути ущербности? Секрет таков: они смогли использовать свою ущербность, и стать не-ущербными вопреки неотъемлемой ущербности. Затем, за счёт этой же ущербности, буквально превзойти всех.

Например, величайший Маэстро Антонио Маттей считается немногословными обитателями края обманчивой тишины (юг Италии) Королём обмана. Как вы понимаете, королевскими титулами ранее просто так не награждали. Король обмана — это нечто выдающееся! И недаром этой чести удостоили Маттея: он сумел довести обман до высшей степени научного искусства и превратил его в науку.

Касательно пути искусства, речь идёт об обмане людей друг другом, в той или иной степени. Иногда не специально, иногда по принуждению, иногда по неведению, но факт сути не меняет: люди обманывают других людей.

Что касается пути Иисуса Христа — это не путь ущербного Бога, а ско­рее путь иллюзиониста и фокус­ника. Он умел оживлять мёртвых, исцелять больных, дарить зрение слепым и т. д. Это путь мага. Никто так не умел, как Иисус Христос.

Важно отметить, что европейская традиция исключает идентификацион­но-терминальную мифологему. Даже великие и непобедимые, все герои, так или иначе, периодически были ущербными. В качестве примеров вспомните Ахиллесову пяту, лист на спине Зигфрида из саги о Нибелунгах и другие повороты беспощадной истории. Элемент ущербности присутствует всегда, в том или ином виде.

Если мы с тобой заведём беседу на предмет таких великих исторических фигур, как адмирал Нахимов или генерал от инфантерии Пётр Котляревский (General der Infanterie), что же, эти Герои, безусловно, — выдающиеся лично­сти, храбрые и невероятно умелые, однако и они в конечном итоге оказались уязвимыми и смертными. Однако эти люди обладали потрясающей смелостью и бесстрашием, выходящим за пределы человеческих возможностей. Пример Петра Котляревского очень ярко демонстрирует человечеству, что будет с че­ловеком, если он этого пути не знает. Этот иной, второй путь, превращается в вечную боль, и тому есть причина.

Чтобы разобраться в этом подробнее и детальнее, предлагаю обратить взор на трёх легендарных маэстро, Знатоков воинской науки побеждать, основа­телей трёх главных ветвей неаполитанского фехтования. И это Франческо Вилардита, Антонио Маттей и Леонардо Чиаккио. И даже если ты не силён в истории фехтования (или в истории как таковой), я предлагаю храбро пойти на следующий эксперимент. Давай представим, что перед нами фотографы, а не фехтовальщики.

Итак, этот эксперимент позволит получше прояснить разницу трёх путей в разрезе сравнения полей деятельности «фехтование — фото-дело». Итак, Король обмана, Маэстро Антонио Маттей. Преврати его в фотографа — и пе­ред тобой возникнет выдающийся фото-художник, художник-индивидуалист, король введения в заблуждение и повелитель иллюзий.

Конечно же, и у обмана есть ущербность. Когда ты кого-то обманываешь, тебе всегда нужна вторая сторона, которую и придётся обмануть. У обмана всегда принципиально на кону две крайности, а вот середина — точка рав­новесия — отсутствует. Обману свойственна ещё одна форма — ущербность. Представь, например, абордажный бой на корабле. Там обман не сработает, в абордаже необходимо уметь сражаться и побеждать. Обмануть противника можно только на дуэли, в поединке один на один. С другой стороны, можно обмануть врага, будучи полководцем, командуя целой армией. Но это всё не про абордажный бой. Безусловно, существуют понятия «тактика, стратегия»; можно применить элементы обмана при входе на корабль, чтобы меньше потерь было, но это лишь способы сокращения ущерба, не более того.

Антонио Маттей посредством ущербности довёл категорию «обман» до высшей формы искусства. Он сколько раз ни обманывал, столько раз и эффективно реализовывал обман в действии, вне зависимости от уровня подготовки его противника. Однако сам Антонио Маттей таковым не родился, он таковым стал (вернее, даже пришлось).

Если представить великого Маэстро Неаполитанского стиля испанского фехтования Франческо Вилардита в виде фотографа, то его можно было бы охарактеризовать так — это Маэстро одной фотографии. Вилардита бы од­ной фотографией смог выразить всё необходимое, что другой мастак даже с самым лучшим фотоаппаратом не смог бы и сотней. Почему мы можем строить такие выводы? Дело в том, что доктрина Вилардита, прекрасно, в том числе, описана его сыном, заключается в победе в один удар. Да, не надо «танцев со шпагой», отчаянных па или десятков финтов, или трюков. Зачем? Один выпад — один удар — и мгновенная победа. Языком фотографии это выражается примерно так: одно нажатие на спуск — один снимок — и в этом снимке раскрывается всё — весь репортаж, рассказ, быль — вообще всё.

Что же касается Маэстро Леонардо Чьяккио, то этого мастера можно условно представить, как серьёзного репортера, про которого бы никто не знал (воз­можно, даже и не задумывался, как его зовут или как он выглядит), однако работы Чьяккио говорили бы за него красноречивее любых слов и промо.

Такие личности как Вилардита, словно из кирпичей «состоят» из поступков. Такие, как Маттей — из побед. А такие, как Чьаккио сотканы из событий. Если мы взглянем украдкой на присущую трём великим маэстро степень ущерб­ности, то каждый из этих людей располагает своей степенью ущербности. Меньше всего ущербности у Вилардита, а больше всего — в Маттее.

  • Подход Вилардита можно было бы описать так: «Я пил из стакана ущерб­ности, пока не осталась капля». Поэтому он всегда побеждал в один вы­пад.
  • Подход Маттея выглядел бы так: «Я стал ущербностью для того, чтобы стать совершенством».
  • Подход Чьяккио: «Ущербность сошлась в поединке с совершенством, и выяснилось, что они победить друг друга не могут. Я оставил в себе и ущербность и совершенство».

Обман движет человека к науке, а наука — к обману. Впрочем, существует и третья форма, в которой наука и обман существуют единовременно. Когда человек пытается обманывать другого и понимает, что у него ничего не полу­чается, таковое положение толкает его к науке. Словно «Я» становится учёным, вырастая из фокусника. Иногда учёный становится фокусником. А бывает, что и учёный, и фокусник в человеке уживаются одновременно. Вот таким и был немногословный Леонардо Чьяккио. В нём ущербность и совершенство спле­лись единовременно, породив несравненного Маэстро и настоящего Героя.

У Франческо Вилардита не было и нет объяснений, почему он такой, он просто такой, каков есть — воплощённый закон. Он испил чашу несовершенства до дна и оставил в ней лишь одну каплю. Он пропустил через себя всё несовер­шенство и сделал себя ущербным на одну-единственную каплю. Поединок Вилардита для обывателя не интересен, он не имеет зрелищности. Это нокаут за 10 секунд с первого удара. Двое сошлись — один упал. Без аплодисментов, оваций, излишних слов и продолжения дискуссий.

Система Антонио Маттея, в свою очередь, никогда не станет спортивной, ибо её суть не предназначена для спорта. Это нечестный поединок до самого конца, до точки невозврата, после которой противнику уже не суждено встать и продолжать дышать, как прежде. А спорт — это честный поединок по пра­вилам. Система Маттея, наоборот, исключает правила. В ней дуэли нет в её общепринятом понятии. Просто иллюзия, фокус и всё. Это очень зрелищно, но без правил. Такая система предназначена только для определённых людей и их задач (не толерантного толка, скорее, криминального).

Каждый из этих путей определён временем, и каждый раз твоя человечья оценка промежутка его прохождения неадекватна.

Путь Маттея — очень быстрый путь. Путь Вилардита — путь длиною в жизнь. Путь Чьяккио — что-то среднее между двумя другими путями и по времени, и по душевным переживаниям, и по взаимоотношениям с этим миром. Но он воистину королевский. Однако все эти «долго», «быстро», «стремительно» — весьма умозрительно, потому как эх… не говорят про эти пути, их реализуют.

Каждый раз, как человек сталкивается с элементами этого пути, он неадек­ватно его оценивает. Вот он начинает мерить временной континиум, говоря, что это слишком долго. «Целых 20 лет учиться перед тем, как что-то показать», это не стоит никаких затрат, не так ли? Хочется сделать всё быстро. Быстро можно, но тогда необходимо стать ущербным. А на это готов далеко не каждый человек. Тогда человек, подумав, хочет выбрать серединный путь. Но в этом случае, нужно быть готовым к тому, что это больно, не только физически, но и морально.

В общем, предлагаю к осмыслению еще одну модель:

  • Путь Маттея — это путь унижения, которое ведёт к триумфу.
  • Путь Чиаккио — боль, ведущая к триумфу.
  • Путь Вилардита — страх, во всех его проявлениях; страх, неумолимо ве­дущий к триумфу.

Пару слов о страхе, вижу, тебя это задело. Необходимо превратить страх в огонь, как говорил великий тренер Майка Тайсона Кас Д’Aмато. Необходимо превратить боль в совершенство, а унижение — в искусство.

Представленный небольшой фрагмент из книги «Психология фотографа» дает понимание и объясняет, пожалуй, самое главное – все в руках человека и только от него зависит, какой путь он выберет и как далеко он готов пойти: остановиться на первой стадии ущербности либо испить ее до конца, чтобы осталась одна капля. А может, вообще, не знать про них и идти уверенными шагами к неизбежности, которая проявляется в результате в пяти категориях: смерть, форма заболевания, преступление, тупик, развал личности.

Описанные три пути – путь науки, индиви­дуалиста и создателя — каждый имеет свои особенности, в то же время они существуют единовременно и при этом создают свои степени ущербности. Все три формы ущербности присутствуют в сознании человека единовременно вне зависимости от того, что человек об этом знает, не знает, может быть догадывается, либо вообще не задумывается.  Сама ущербность устроена определенным способом, со своими требованиями и последовательностью. Если эта последовательность нарушена, и человек не понимает своей ущербности, то рано или поздно, он не может с ней со­владать и все заканчивается одной из пяти фатальных трагедий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *