Фотография как источник научной информации

Автор: руководитель Одесского регионального отделения Украинской академии наук, академик, PhD Мальцев Олег Викторович

Аннотация: в данной заметке рассматривается комплексный взгляд на генезис и становление фотографии как инструмента научной информации; предлагается обзор классификации исторических этапов, предшествующих появлению фотографического инструмента, а также производится сравнительный анализ достоверности фотографических источников научных данных по сравнению с другими информационными источниками.

Самый верный признак истины — простота и ясность.

Ложь всегда сложна, вычурна и многословна.

 

Лев Николаевич Толстой

Какова бы ни была наша история безотносительно к критическому анализу её содержания, никто не будет оспаривать тот факт, что она чрезвычайно богата. Богата событиями, героическими историями, перипетиями, борьбой за власть, изменениями в строе и мировоззрении и не только. Как таковая задача классифицирования исторического наследия и определения конкретных исторических этапов – одна из самых комплексных и дискутивных по природе своей. Безусловно, со школьной скамьи нам известны совершенно устоявшиеся классификационные категории, как-то: Железный век, Бронзовый, Каменный и так далее. Пожалуй, многим даже знакомы неолит, мезолит и палеолит. Однако, как именно учёным удаётся обнаруживать и причислять те или иные артефакты и (что ещё сложнее) события к каким-то вехам истории, к каким-то конкретным эпохам? Возможно ли действительно объективно судить об этой временной принадлежности, не имея возможности «побывать там лично», «заглянуть в прошлое» и так далее? Наука даёт положительный ответ, добавляя: всё дело в третьем элементе – в источнике. По факту, непосредственно работа с источниками позволяет учёному подвергать анализу те или иные данные, а также иметь основания аргументировать собственные выводы и заключения.

В контексте этой обзорной статьи мы не будем настолько глубоко погружаться в палеолитические толщи истории, хотя, безусловно, вопросы класса «Как объективно исследовать историю?» будут рассмотрены непосредственно в монографии «Фотография как источник научной информации». На данном этапе предлагается иной путь  и подход – такой, который каждый из нас мог бы проверить и проследить самостоятельно. Итак, мы могли бы поделить всю историю человечества на два диапазона: на Дофотографическую эру и на Постфотографическую. И то, что происходило после рождения фотографии, мы действительно можем буквально «узреть». Фотография в этом ключе выступает не только инструментом познания (того, как, например, жили люди 100 лет назад, что для них было ценным, каким традиции они соблюдали, как одевались и т.п.), но и инструментом получения научной информации, которую можно использовать в дальнейших научных изысканиях.

Совсем иные подходы мы вынуждены выбирать, изучая Дофотографическую эпоху. Да, фотографии не существовало, однако, и она не возникла из пустоты: бесспорно, появлению самой фотографии предшествовали фундаментальные предпосылки. И, говоря о тайнах и особенностях работы с историческими источниками, как  информационными ресурсами, полезным будет проследить генезис и путь, который преодолела человеческая мысль до того, как породила изобретение фотоаппарата ка универсального регистрационного инструмента исторических реалий (а несколько позже – и видеокамеру).

Итак, что же предшествовало рождению фотографии? Заглянем  в дофотографическую эру и рассмотрим, с чего же всё начиналось.

Собственно, классическая история повествует о том, что за все периоды существования хомо сапиенс, человечество не сразу приобрело навык регистрировать информацию. По факту, было время, когда информация не регистрировалась никаким образом или способом.  Соответственно, обозначим этот категориальный период как «безрегистрационное поле» – то поле или среда, характеризуемая отсутствием каких-либо тисточников  в силу  того, что информация не регистрировалась.

Совершено логичным было бы заключить, что с целью регистрирования каких-либо данных, требуется некий особый инструмент. Так, чтобы что-то написать или нарисовать, любому из нас и сегодня потребуется нечто использовать – ручку, карандаш, маркер. Соответственно, и много лет тому назад,   появлению различных регистрационных форм информации способствовали те или иные инструменты. Итак, рассмотрим ключевые регистрационные механизмы, свойственные дофотографической эпохе.

1. Первым таким регистрационном механизмом стал рисунок (наскальные надписи, сохранившиеся элементы наскальных рисунков и т.д.).

2. Следующей регистрационной формой, безусловно, стал символьный язык, так, появились символы, посредством которых можно было что-то записывать. Пиктографическое письмо, иероглифический способ записи данных, различные руны, а уже и после – привычные нам буквы. В 21 веке, вероятно, сложно себе представить жизнь БЕЗ символьной функции, однако, как гласят исторические хроники, символьная функция многократно подвергалась изменениям и эволюционировала поэтапно, а не мгновенно.

3 . Следующим регистрационным шагом стало  изображение в многогранном его проявлении (картины, графика, живопись и пр.).

Итак, обозначенное нами безрегистрационное поле начинает заполняться и  подлежать регистрации в том или ином виде. Более того, регистрационные способы не используются  раздельно друг от друга, их уже можно комбинировать, например, регистрируя рисунки и тексты, символы и различные изображения.

4. Возникает и четвёртый (4й) способ регистрационной формы. Сегодня широко известна практика работы с различными находками, как-то останками и артефактами. Однако, таковая форма требует особенной подготовки и требует экспертизы. Соответственно, так или иначе, на этом этапе возникают немалые проблемы с экспертными оценками. Дело в том, что они различны. Специалистов в этой наукоёмкой области крайне мало, более того, чтобы провести экспертизу (например, углеводородный анализ) потребуется много времени.

5. С технологическим развитием развивается и текстовая форма регистрации данных: так, человечество изобретает книги. Однако, и появление книг не исключает безрегистрационное поле, напротив: изначально в книгах не писали «обо всём, то попадалось на глаза». Должно было произойти нечто значимое, нечто особенное и ценное, масштабное и имеющее существенное влияние на жизнь немалых групп людей. Как мы можем судить из документов прошлого, в летописях описывались лишь наиболее весомые события, например, войны, нападения, пожары и т.п. Если описывались не события, но элементы жизненных пути каких-то лиц, эти люди должны были быть значимыми. Так, писали о героях, о военачальниках, о королях и пр. Всё, что не соответствовало категориям значимости, «оставалось вне поля внимания», «за бортом» летописей и хроник, а значит,  оставаясь в безрегистрационном поле.

Итак, при соединении текста с изображением, сформировались письменные источники информации  (не только летописи, например, образцы художественной, научной литературы и т.д.).  Непосредственно письменные источники принято считать сегодня надёжными информационными ресурсами. Впрочем, письменный источник как явление – не залог надёжности и объективности изложенной в нём информации. Однако на данном этапе рассматриваются категории источников, существовавших в Дофотографическую эру, а не дискутируется проблематика методики оценки точности изложенного.

Также широко распространён вопрос о том, как работать в безрегистрационном поле, в условиях отсутствия письменных источников, как таковых. Одним из специальных методов исследования  выступает метод исследовательской амальгамы.  Метод исследовательской амальгамы позволяет прояснять регистрационное поле без письменных источников.

6. Следующим источником информации является предание (передача данных, пересказ из уст в уста).

7. И только в 19 веке на небосклоне регистрационного поля возникает фотография. Фоторегистрация – это крайне надёжный и достоверный информационный источник, гораздо надёжнее любого письменного источника (чему есть ряд причин).

Сегодня фотография развивается настолько стремительными темпами, заполняя безрегистрационное поле, что поистине становится превалирующей. В 21 веке любой информационный повод иллюстрируется изображениями, и это – мировая практика. Например, сегодня можно даже прогуливаться по Лувру, не выходя из собственного кабинета, чего ранее, каких-то пару десятилетий тому назад, невозможно было совершать.

Современные фотоаппараты предоставляют самые широкие возможности регистрации данных, регистрации быта, жизни и т.д. Что ещё немаловажно: фотография позволяет исследовать период 19-20 веков, в котором мы не жили. И этот пример весьма показателен и очень важен. По сути, фотография – самый мощный инструмент научной информации с момента ее появления, поскольку фотография может «сказать» больше, чем текст. Есть в быту даже такое выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и 200 раз прочесть», поскольку психолого-физиологически у человека именно зрение (глаза) –  основной источник получения информации извне.

Фотография исключает прямое искажение. Дело в том, что при чтении любого текста,  мы буквально придумываем изображение. По сути, представляем себе то, что зашифровано в символах. И, как это обычно бывает, субъективное личностное представление далеко не всегда совпадает с фактическим положением.

С фотографией всё гораздо проще и удобнее: она исключает необходимость достраивать образ самостоятельно.    Образ уже запечатлён на фотоснимке.

Акцентируем на этом факте внимание повторно:  фотография исключает прямое искажение.

Более того, фотография является многопрофильной системой по природе своей. Она выступает и инструментом исследования, и доказательством единовременно, и источником – именно в этом её сила и преимущества для учёного.

Подлинность фотографий намного легче установить, чем подлинность источника (для этого нужно проводить экспертизу источника, что занимает немало времени); чтобы установить подлинность фотографии, достаточно фотографу-профессионалу эту фотографию рассмотреть.  Конечно же, сегодня существует огромное количество программ, которые сразу распознают подделку технически.

По факту,  фотография всегда является  быстро распознаваемым, с одной стороны, а с другой стороны, весьма эффективным источником информации, который исключает прямое искажение и это очень важно, как минимум, с точки зрения качества научного исследования и достоверности его итогов.

Более того, источник информации в виде книги можно даже сжечь, естественно, можно сжечь и фотографию. Однако, сегодня фотоаппарат в наличии не только у отдельно взятого человека – автора какого-то снимка –, но и  у многих других людей. Соответственно, скрыть правду очень непросто, как можно заключить. Весьма солидно нужно постараться, дабы скрыть правду. Так, издание книги – процедура технологически непростая, она требует времени, сил, средств. Совсем иное дело обстоит в практике обращения с фотоаппаратом: материал можно отснять и сохранить файлы на  компьютере.

По сути своей, дофотографическое эра – самая настоящая  мифологема. И исследовать эту мифологему – подобно распутыванию множества клубков единовременно, причём неизвестно, «с какого клубка начинать» и имеют ли те или иные «нити» отношение к предмету исследования.

Ещё в 20 веке фотография, поступила на вооружение государственных структур и специальных служб. В первую очередь, фотография поступила на службу криминалистике. Появились архивы, которые ежедневно постоянно пополняются, вследствие чего сегодня у учёных и экспертов есть возможность сравнивать, например, архивные и любительские снимки.

Сегодня фотография и как инструмент, и как среда развивается огромными темпами. Что и говорить, в 2020 году почти у каждого человека в телефоне есть фото- и видеокамера, и даже беспрецедентная возможность выходить в прямой эфир. Ещё совсем недавно таковые ресурсы рассматривались разве что в поле научной фантастики.

Изображение, звук и сеть дали возможность видеть весь мир единовременно. И, безусловно, это предоставляет ещё более широкие возможности и перспективы для научных исследований, изобретательства, технологического прогресса и формированию прикладного Знания, позволяющего с достоинством благополучно открывать двери в мир Будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *