Факторы, формирующие функцию веры

Аннотация: в данной статье рассмотрены условия, которые способствуют формированию функции веры либо наоборот препятствуют ее развитию с точки зрения концепции судьбоанализа. В результате анализа выявлены пять факторов, наличие которых единовременно необходимы для образования функции веры. Рассмотрены возможные варианты распределения власти, которые носят для индивида негативный характер, а устранение их возможно лишь при равномерном, пропорциональном распределении силы власти  между инстанциями, что возможно лишь в силу наличия веры.

Ключевые слова: вера, религия, судьбопсихология, родовое бессознательное, развитие личности, психотерапия.

В предыдущей статье речь шла о концептуальных основах функции веры и ее значении и роли при терапии. Согласно выводам, полученным на базе мнений различных ученых, являющимися последователями таких направлений как экзистенциональная психология и судьбопсихология, следует, что функция веры является основополагающим компонентом и условием успешной психотерапии, а также фундаментом для дальнейшего развития и становления сильной, успешной и результативной личности.

Исследование различных направлений психологии в контексте рассмотрения функции веры у индивида, показало, что наиболее комплексный, фундаментальный подход, основанный на экспериментальных исследованиях, исповедует судьбоанализ. Поскольку содержит не только лишь теоретические обоснования, но и разъясняет условия, необходимые для возникновения и развития функции веры, а также показывает негативные последствия, при ее отсутствии.  

Согласно концепции судьбопсихологии существует шесть факторов, которые формируют судьбу отдельного индивида, а, в том числе содействуют либо являются сдерживающим фактором развития функции веры:

  1. Коллективное и родовое наследие.
  2. Личная природа инстинкта.
  3. Окружающая социальная среда.
  4. Разум, интеллект.
  5. Дух
  6. Я.

Коллективное и родовое наследие и функция веры

Мировая история гласит, что различные формы веры, как отдельные мировоззрения существовали во всех уголках земного шара и во все времена, они отличались лишь содержанием. Согласно концепции аналитической психологии, то есть К.Г. Юнгу, вера является результатом действия коллективного бессознательного. Основным фактором, формирующим судьбу индивида исходя из концепции судьбопсихологии – является родовое бессознательное, то есть родовое наследие, содержащее особые способы функции веры, обусловленные заложенным семейным характером. Следовательно, коллективное и родовое наследие, при формировании функции веры, являются важнейшими факторами. Однако следует отметить, что наследственные факторы обусловливают лишь предрасположенность индивида к развитию данной функции, то есть являются внутренними факторами.

Природа инстинкта и функция веры

Природа инстинкта отдельного индивида рассматривается  психоаналитиками как определенный фактор, влияющий на функцию веры. Психоаналитики проводят параллель между любовью к Богу и инфантильным инцестом к отцу.  Тому есть фактические подтверждения в практике Зигмунда Фрейда, например, его  пациент – президент сената Шребер.

Также существует противоположное мнение Вальтера Шуберта, который исследовал отношение между верой и эросом во всех направлениях. Он считал, что необходимость в религиозной составляющей и эротические инстинкты являются самыми сильными потребностями в жизни каждого индивида. Но только тот человек, который рассматривает эти два компонента как изначально противоположные, может постигнуть вечное «двойное разделение души». Вальтер Шуберт в своих изысканиях брал за основу мнение Платона, который смысл эроса видел в «стремлении к идеалу».

Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой судьбопсихология – это интеграция, в том числе и при терапии, то есть индивид должен преодолеть все противоположности, существующие у него. Следовательно, идеи Вальтера Шуберта противоречат основным догмам судьбопсихологии. Касательно представленного мнения психоаналитиков, относительно взаимосвязи инстинкта и функции веры, а именно инфантильного инцеста и функции веры, то данное мнение подтверждено примерами, то есть существует практическое подтверждение и  может рассматриваться как одно из условия развития функции веры.

Окружающая социальная среда и вера

Социальные факторы, безусловно, оказывают влияние на формирование функции веры человека и тому существуют конкретные примеры. Например, если рассмотреть верующую семью, то существуют случаи, когда родители являются верующими, но зачастую встречаются ситуации, когда их дети являются атеистами. Также случаи, когда в одной семье одна сестра становиться монашкой, а вторая сестра – «женщиной легкого поведения», при родителях, которые отличались устойчивыми моральными принципами. Из этих примеров следует, что окружающая среда может служить как фактором, который содействует формированию функции веры, так и фактором, блокирующим данную функцию.

Разум и вера

На первый взгляд категория разума и веры являются взаимоисключающими, поскольку разуму во всем необходимы доказательства, а вера является мистической партиципацией с Духом. Однако они существуют единовременно, и разум не определяет веру, но он может  ставить ее под сомнение.

Дух и вера

Ранее отмечалось, что функция веры формируется в «потустороннем мире», что и является духовным миром индивида, а, следовательно, сам Дух является не функцией, а объектом веры. Дух формирует «потусторонний мир» и управляет им, следовательно, без наличия категории Духа, функция веры у индивида возникнуть не может.

«Я» и вера

Индивид может сомневаться либо верить в наличие духовной составляющей, то есть в Дух, при этом инстанция, которая выполняет данную функцию – это «Я». Следовательно, без «Я» функция веры у индивида не может возникнуть, поскольку функция веры – это функция «Я». Поэтому «Я» является той инстанцией, которая верит либо не верит.

Судьбоанализ придерживается следующего определения веры:

«Вера» – есть особенная трансцендированная способность «Я», которую мы и называем функцией веры».

Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что существует пять основных условий, необходимых для образования функции веры:

  • наличие наивысшей духовной инстанции;
  • наличие «Я»;
  • наличие «дороги наверх», то есть трансценденции «Я» к духу;
  • передача всевластия «Я» на духовную инстанцию;
  • положительная партиципация с Духом.

Немаловажный вопрос, который следует рассмотреть, в рамках исследования функции веры звучит следующим образом:  откуда возникает сила в вере?

Согласно концепции судьбоанализа сила берет свое начало из всевластия человека, в то же время власть рассматривается изначально как сила «быть», а затем она переноситься на силу «иметь», которая имеет вторичную природу. Человек, приходит в этот мир не с одной судьбой, а с множеством, что вырежется в множественности «быть». Отдельные судьбы индивида содержатся в родовом бессознательном  в виде родовых фигур, а человек посредством «Я» выбирает отдельную судьбу при связи с духом.

Сила «быть», исходя из теории судьбоанализа, называется «власть». Чем разнообразнее и сильнее сила «быть» родовых фигур предков в родовом бессознательном, тем сильнее сила власти индивидуума и стремление к «быть». Следовательно, можно сказать, что родовая сила «быть» и является изначальным источником всевластия человека, а инстанция, которая распределяет эту силу – «Я». Вследствие неверного распределения данной силы у индивида возникают следующие проблемы:

  1. В том случае, если «Я» большую часть силы распределяет на наследие, то у человека без сопротивления в жизни проявляются наиболее сильные фигуры предков: шизофреники, эпилептики, гомосексуалисты. Человек начинает проживать судьбу одного из своих предков, то есть он проживает навязанную судьбу.
  2. В том случае, если индивид наделяет силой личные природные инстинкты, то он становиться безудержным, что является также одной из форм навязанной судьбы.
  3. В том случае, если человек свою силу передает окружающей среде, то его формируют как личность люди из окружающей среды, а он им подчиняется.
  4. Существует также вариант, когда индивид наделяет силой свой разум, в таком случае, человек становится разумным, но он сомневается во всем, что лежит за границами разумного. Такие люди становятся рациональными, прагматичными, что нарушает способность индивида к трансценденции.
  5. Если индивид переносит всю власть на духовную составляющую и не оставляет хоть какой-либо ее части «Я», то он теряет связь с реальным миром и живет в мире фантазий.
  6. Если вся власть остаётся в распоряжении «Я», то в таком случае, это рано или поздно приводит к полной изоляции индивида от внешнего мира. Человек изолирован как от окружающих людей, так и от всех духовных идеалов. Образно можно сказать, что человек «живет в бункере», при этом не пускает никого к себе, и в то же время и сам не идет ни к кому, он не способен проявлять любовь и интерес к окружающим людям. В таком случае это приводит к тому, что «Я» начинает само себя разрушать, поскольку не способно справиться единолично с силой власти. По этой причине «Я» должно перенести частично силу всевластия на Дух, чтобы себя сохранить, поскольку оно может само себя погубить собственной силой всевластия.

Неверное распределение силы власти индивидуумом приводит к вышеописанным крайностям: сверхсила окружающего мира ведет  к несамостоятельности человека; сверхсила ума ведет к рациональности, ограничивает и уменьшает бытие; сверхсила духа приводит к устранению твердого фундамента бытия и человек образно «летает как в космосе»; сверхсила «Я» изолирует индивида и он задыхается от собственного нарциссизма. Чтобы избежать всех этих крайностей и выбрать гуманную судьбу, индивид не должен распределять силу власти на один объект внешнего, внутреннего или  сверхчеловеческого мира, он должен распределять силу власти пропорционально между всеми инстанциями.

Следует заметить, что пропорциональное распределение власти среди различных Я- существований является крайне сложной задачей для «Я», можно сказать, что это невозможно сделать без веры. И возможно лишь в том случае, когда «Я» интегрировано и способно к трансценденции, что означает – верит. Таким образом, только верующее «Я» способно соединить все свои противоположности и примирить множественные Я-существования. В этом и заключается главная необходимость в вере и ответ на вопрос: зачем человеку верить. 

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  3. Szondi L. Freiheit und Zwang im Schicksal des Einzelnen. – Hans Huber. 1995 – 96s.
  4. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. — Когито-Центр. 2007 – 282с.
  5. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. — МЦНК и Т «Кентавр». 1994 – 63с.

  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *