Что такое Я. Парадигма научных взглядов.

Автор статьи: Лопатюк Ирина Игоревна – научный сотрудник НИИ Памяти (The Memory Institute)

Статья посвящена исследованию парадигме научных взглядов о «Я» в разные исторические периоды, отражающая отношение «Я» к другим составляющим человека.

Феномен, которому посвящена данная статья, человек не связывает с научными категориями  и для него  он является объектом повседневного употребления  в речи, что носит разнообразный характер: от восхищения до слов презрения. Несмотря на обыденность данного явления, если мы посмотрим с точки зрения академической науки, то это, пожалуй, самая малоизученная и неоднозначная категория, поэтому она остается неизвестной дефиниций не только для самого человека, но и для научных кругов. А феномен, которому посвящена данная статья – это «Я».

Феномен «Я» исследовался учеными с разных областей науки, и каждый видит образ «Я» с точки зрения плоскостного раструба, чем ограничивается полнота восприятия данного явление. Всю многогранность и широту возможно получить только исследовав историю и этимологию взглядов в разные исторические периоды на стыке наук.

3000 тел – это тот исторический период, который был проанализирован Липотом Сонди в поиске истинного и полного образа «Я» и описан в книге «Я-анализ». Представленная последовательность отдельных граней образа «Я», изменяющаяся в разные исторические периоды отражает суть судьбы «Я» как отдельного человека в процессе его развития, так становление человечества в целом.

Порядковый номер Содержание
1 «Я» есть Бог, Создатель мира, «изначальная сила мира» и господин.
2 «Я» как внутренний руль, как бессмертное.
3 «Я» есть собственное тело, плоть.
4 «Я» как состояние, собственность, профессия и окружающая среда.
5 «Я» как имя собственное.
6 «Я» как душа живых объектов (объектов).
7 «Я» есть дух, метафизическая субстанция.
8 «Я» как связка восприятия, представления и переживания.
9 «Я» как оценка (суждение).
10 «Я» есть память.
11 «Я» как субъект.
12 Сущность и основная структура «Я» – есть трансцендентность, бытие

в мире.

13 «Я» как орган защиты, часть бессознательного.
14 «Я» как либидиозный инстинкт. Инстинкты «Я»
15 «Я» как сексуальный объект – это изначальный резервуар либидо.
16 «Я» как система цензуры. Я-идеал или сверх-Я.
17 «Я» как автономное организованное целое. Я-психология Федерна.
18 «Я» как обеспечивающая сила против неуверенности, потери

сознания и неполноценности. «Я» есть тяга к силе.

19 «Я» как центр поля сознания.
20 «Душевное» сам.
21 «Я» как Pontifex Oppositorum. Соединяющий все душевные

противоположности. Понятие интегрального «Я».

  1. Первое упоминание о том, что такое «Я» датируется еще 1200-800 лет до н.э. в Упанишадах. Согласно учению Упанишад, «Я» является создателем мира и его силовой составляющей, а Я-сущность в человеке отражает божественное.
  2. Согласно этому же учению «Я» является бессмертным внутренним рулём целостного человека, поскольку «Я» способно воплощатся во всем на земле и одновременно оставаться независимой инстанцией.
  3. Вайц и Флюгель считали, что тело человека является низшей инстанцией из составляющих категорий «Я». Флюгель отмечает, что у примитивных народов тело и было «Я». Этому свидетельствует история в Западной Индии, где участились случаи самоубийств, они приобрели массовый характер. Однако это прекратилось, как только рабам начали отрубать головы и руки, поскольку они верили, что в таком случае их душа придет в царство мертвых изувеченной.
  4. Исследованиями данной категории «Я» занимался Флюгель, то есть отношению «Я» и окружающей среды. Социальное положение, профессия сливается с «Я» и находит свое отражение в потустороннем мире, то есть положение президента не равно положению наемного работника, что трансформируется в потусторонний мир. Вера в то, что профессия сливается с «Я» заставляло людей хоронить исходя из его профессиональной принадлежности: моряка – в море, птицелова – среди деревьев.
  5. Значение собственного имени для «Я» возводиться в ранг судьбы для человека. В древние времена верили, что если больному ребенку дать новое имя, то таким способом сформируется новая личность, что позволит обмануть болезнь. То есть имя собственное для человека является предназначением.
  6. Данная категория «Я» подтверждается тем фактом, что примитивные люди наделяли различные вещи душой, то есть гроза, огонь, шторм наделялись частичкой души. Первобытные люди считали, что животные наделены «Я» и что с ними нужно обращаться таким же образом, как и с людьми. Поэтому в Африке прежде, чем охотиться на слона, перед ним извинялись.
  7. Джон Стюарт Милл пришел к выводу, что существует нечто, то есть Дух, что он рассматривает как «Я», которое обладает чувственным восприятием, мыслит.

Для более подробного ознакомления с каждой категорий образа «Я» рекомендуется изучить труд Липота Сонди «Я-анализ».

Помимо исторической трансформации взглядов на образ «Я», в судьбоанализе также рассматриваются выборы действий среди противоположных пар, которые сосредоточены в бессознательном.

Согласно концепции судьбоанализа структура противоположных пар в понятии «Я» выглядит следующим образом:

  • Всевластие – потеря сознания
  • Дух – природа
  • Бессознательное – сознательное
  • Мир субъекта – мир объекта
  • Мужественность – женственность
  • Тело – души
  • Состояние бодрствования – сны
  • Этот мир –потусторонний мир (1)

Противоположности могут находиться в двояком проявлении связей. Первая связь обуславливает дополнение одной противоположности другой, второй вид связи характеризуется взаимным исключением, то есть наличие одной категории предполагает отсутствие второй. Душевные противоположности характеризуются дополняющим принципом. Противоположные пары исключают друг друга, поэтому человек не может их сплавить в единую субстанцию, а вынужден делать выбор в пользу одной из них. Например, быть или не быть – если человек выбирает жизнь, то он должен отказаться от самоубийства.

Человек вынужден постоянно находиться в состоянии выбора между одной и второй противоположностью. Однако выбор, который делает человек, не всегда сулит для него успех и благополучие. В большинстве случаев он приемлем для общества, но несет опасность для «Я» человека. Поскольку в силу слабости «Я» он вынужден делать выбор в угоду общества, но в ущерб своей личности.

Поскольку «Я» человека включает в себя все эти противоположности, то вероятно, существует какая-то более высокая субстанция, которая способна выбрать среди противоположных понятий и соединить душевные противоположности, то есть прийти к консенсусу пар противоположностей.

Согласно концепции судьбоанализа такой субстанцией является – Понтифекс Оппозиториум.

«Я» есть мост, который пытается соединить все противоположные полюса в душе». (1)

Согласно концепции психоанализа существует Я-идеал или Сверх-я, которое является одновременно и наказывающей, и запрещающей субстанцией. Выражается в совести и самокритики, направляет человека на путь самосовершенствования и развития. 

Аналитическая психология К.Г. Юнга выделяет такую категорию, как «Сам». Отличие Сверх-Я Зигмунда Фрейда от «Сам» заключается в том, что Сверх-Я рассматривается только как определенная ступень развития «Я». К. Г. Юнг же пишет, что: «сам есть высшая сила, которая при определенных обстоятельствах может изменить «Я».

Только благодаря тому, что у человека есть «Я» он может с одной стороны, достичь неимоверных высот, а с другой стороны, превратить свою жизнь в жалкое существование. Он может воздвигнуть бетонную стену между собой и миром, из-за которой ничего видно и прибывать в жутком одиночестве. Только благодаря «Я» человек способен познать всё величие и безграничность человеческой души, но с другой стороны, и все низменные и темные стороны своей личности.

«Быть «Я» это начало и конец бытия, то есть быть человеком». (1)

Безусловно, каждый считает, что он родился человеком и является целостной и независимой личностью. Однако отсутствие психологического равновесия, неудовлетворённость жизнью и множество психологических расстройств говорит об обратном. Вероятно, существует что-то, что стало в современном мире недоступно для большинства людей, поскольку современное устройство социума не направлено на то, чтобы человек смог постичь тайны своего бытия, которые бы позволили стать Человеком в полном смысле этого слова.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  2. Вайтц. Антропология малоразвитых народов. 1880.
  3. Зигмунд Фрейд. Я и Оно. 1923.
  4. Карл Густав Юнг. Психологические типы. 1921.
  5. Милла. Система логики, разума и индукции. 1843
  6. Смирнов А.В. Леопольд Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г.
  7. Флюгель. Я» в жизни народов. 1880 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *