Биография Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг по праву считается одной из самых выдающихся личностей своей эпохи, поскольку является не только создателем одного из направлений глубинной психологии, но и автором многих открытий. Юнг был весьма любознательной и разносторонней личностью, постигал науки, не следуя рамкам, установленным догматами времени, а наоборот, его более привлекали те области, которые считались запретными. Очень любил путешествовать, изучать культуру и традиции других народов, его жизнь была наполнена мистикой и загадками.

Предпосылки, обуславливающие жизненный путь

Жизненный путь К.Г. Юнга, его интересы, направления исследований во многом определены наследственным фактором, то есть его предками. Обратите внимание, что среди его родственников встречаются представители различных направлений деятельности, общей характеристикой которых является интеллектуальный вектор — это священники, работники медицины, психиатры. В частности, дед по материнской линии одновременно был доктором богословия, масоном, великим мастером Швейцарской линии, духовидцем.

Выдающиеся предки К.Г. Юнга оказали весьма значительное влияние на его жизненные приоритеты, он упоминал о том, что как будто бы между ними существовала связь, которая направляла его и заставляла продолжить дела, которые ими были незакончены. Отсюда интерес Юнга к мистицизму, духовиденью, «двойному зрению», раздвоенности личности. Парапсихологические способности были присущи многим членам его семьи, в том числе передались по наследству и его детям.

Детство и внутренние переживания

 Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в небольшом городке Кесвиль, Швейцария. Отец – Иоганн Пауль Ахилес был священником, мать – Эмилия Юнг, происходила из старинного рода.

Отношение К.Г. Юнга к родителям было совершенно разное. Отца он считал хорошим человеком, но слабохарактерным и мягким. В старости он часто жаловался на жизнь, на неудавшийся брак, был раздражительным и очень часто прибывал в плохом настроении. А мать Юнг очень любил, потому что она была гостеприимной, любила поговорить и в то же время умела выслушать. С одной стороны, она была обычной женщиной, но с другой – достаточно пугающей дамой. Она как будто состояла из двух половинок. Одна сторона — внешняя, обычная, а вторая – темная и таинственная, которая иногда выходила на первый план, и тогда мать высказывала мнения, неприемлемые для первой половинки. Мать обладала паранормальными способностями, которые она унаследовала от матери. Однако двойственная сущность матери являлась и причиной его ночных кошмаров: она ему являлась в виде полузверя, жрицы.

К.Г. Юнг был уверен, что именно эта древняя природа позволяет видеть людей и вещи такими, какие они есть на самом деле.

Когда Юнгу было всего полгода семья переезжает жить в приход замка Лауфен. Подрастающего Юнга  мучают ночные страхи, видения, успокоительным средством от которых является молитва, которой его научила мать. Однажды мать попадает в больницу и проводит там несколько месяцев, Юнг очень сильно переживал из-за расставания с ней, что стало причиной возникновения у него экземы. Затем семья переезжает в небольшую деревушку, которая находиться недалеко от Базеля.

Приходит время, и К.Г. Юнг идет в школу. Учеба у него не вызывала трудностей, поскольку он уже умел читать, а новый материал очень быстро схватывал. Его радовало, что у него появились первые друзья, потому что до школы он все время играл один. Общение с друзьями позволяло уходить от самого себя, поскольку с самого детства Юнг чувствовал, что как будто бы в нем живет два человека: внутренний и внешний. Внешний человек живет обычной жизнью: ходит в школу, играет с друзьями. Внутренний человек – это мудрый старик, скептический и недоверчивый, которому ведомы тайны природы. Существование двух личностей осознается Юнгом на протяжении всей его жизни, однако этот факт не свидетельствовал о патологическом распаде личности.

Юнг в 11 лет поступает в гимназию в Базеле, где он начинает общаться с детьми обеспеченных родителей. Для Юнга это был совершенно другой мир, который показал на контрасте бедность его семьи, что позволило более глубоко понять горести и заботы его родителей. В этот момент времени он начинает интересоваться религиозными вопросами, однако это не имеет отношение к посещению церкви, он туда ходит редко, потому что не находит для себя ничего интересного. Скорее Бог проникает в его внутренний таинственный мир.

Со временем он потерял интерес к школе, поскольку в ней ему приходилось заниматься тем, что ему не нравилось. В тринадцать лет происходит событие, которое оказало влияние на его дальнейшую жизнь. Юнг стоял на улице и ждал одноклассника, мимо пробегал другой мальчик и нечаянного его толкнул, Юнг ударился и ненадолго потерял сознание, но прежде успел подумать о том, что ему не придется идти в школу. После этого случая, когда ему необходимо было идти в школу или учить уроки, у него начиналось головокружение, а мог случиться  обморок. Таинственная болезнь стала причиной того, что Юнг не посещал школу полгода, а предавался рассуждениям и занимался в библиотеке отца. Родители Юнга обращались к различным врачам, были разные предположения относительно его болезни и только Юнг знал правду, а еще он понимал, что просто убегает от действительности, поэтому в итоге подросток возвращается в школу и становитя прилежным учеником.

Так Юнг впервые узнал, что такое невроз и понял, что это было все «срежиссировано» им самим, начиная от удара о тумбочку   (поэтому он не обижался на мальчика, который его толкнул), заканчивая последующими обмороками. За содеянное он себя ненавидел, ему было очень стыдно.  В это время он осознает, что в нем живет две личности. Одна личность взаимодействует с внешним миром, а вторая отражает его внутренний мир, которой он отдает большее предпочтение, поскольку она была мудрая и зрелая.

Поскольку Юнг жил больше внутренней жизнью, это является причиной того, что он отдаляется от внешнего мира и возникновению сильного чувства одиночества. У него развивается длительная депрессия, которая заканчивается только после того, как он осознанно приложил немалые усилия, чтобы вернуться к реальности.

«Сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать», — писал Юнг в  автобиографии в возрасте восьмидесяти с лишним лет.

Учеба и мистицизм

 В возрасте двадцати лет Юнг поступает в Базельский университет. Однако его очень сильно смущает и стыдит факт, что условия бесплатного обучения для него добился отец, поскольку в семье не было денег на обучение. Юнг долгое время не мог выбрать, каким наукам отдать предпочтение — естественным или гуманитарным; в результате он поступает на медицинский факультет, где изучаются естественные науки.

По истечению шести месяце обучения, умирает его отец, поэтому он был вынужден занять место главы семьи и подрабатывать (одновременно с обучением), чтобы обеспечить семью. Однако находит время и для чтения, увлекается философией, оккультной литературой, а также спиритизмом.

В этот период времени в семье происходят два мистических события. Однажды Юнг занимался в своей комнате и услышал громкий треск – как оказалось, это раскололся ореховый стол, причем трещина образовалась на цельном куске дерева. Второй случай произошел, когда Юнга не было дома, он застал сестру и мать очень взволнованными. Они слышали громкий звук, но не смогли определить его причину. Юнг все проверил и обнаружил разломанный нож. Он показал нож литейщику, и самое удивительное заключалось в том, что согласно конструкции ножа, лезвие не могло развалиться само по себе на части. Этот нож Юнг хранил всю жизнь.

К.Г. Юнг, увлекающийся спиритизмом, узнает, что у него есть кузина Хелен Прайсверк, которая является медиумом. Она обладала способностью впадать в сомнамбулическое состояние и общаться с духами. К.Г. Юнг с удовольствием посещал  её сеансы на протяжении двух лет и все тщательно конспектировал. Особенно его удивлял уверенный и знающий тон кузины во время сеанса, что в реальной жизни ей было совершенно несвойственно. Позже эти записи будут взяты за основу написания диссертационной работы.

Вероятно, К.Г. Юнг мог бы стать рутинным психотерапевтом, а не великим психиатром, теологом и психологом, если бы не одна книга по психиатрии. Поскольку в то время психически нездоровых людей не лечили, они просто содержались в лечебницах, а психиатры лишь подробным способом заполняли их истории заболеваний. По этой причине профессия психиатра в то время не имела распространения и не вызывала уважения.

Профессиональное становление

По окончанию учебы Юнг становиться ассистентом терапевта в психиатрической клинике Бургхельцли под руководством Эйгена Блейлера. Клиника напоминала больше монастырь, чем психиатрическую клинику, по царившей там атмосфере. Первые полгода работы в клинике Юнг посвятил изучению 50-ти томов «Allgemeine Zeitschriften fur Psychiatrie», что позволило ему ознакомиться со всей информацией, что была известна на то время о психиатрии. Юнг был всю жизнь благодарен Блейлеру и считал его своим наставником.

Позже К.Г. Юнг защищает диссертацию «О психологии и патологии, так называемых оккультных феноменов» и получает степень доктора медицины. В 1902 году он ознакомился с курсом Пьера Жане, чтобы расширить свои познания в области психопатологии. Во время работы в клиники он разрабатывает ассоциативный тест, в основе которого в качестве стимульного материала используются определенные слова, связанные с ними ассоциации позволяют раскрыть комплексы человека. Карьера Юнга в клинике развивается довольно успешно, поскольку очень быстро занимает место старшего врача, а это второе место после Блейлера. Первой его пациенткой становиться молодая девушка Сабина Шпильрейн, которую он лечил от истерии; взаимоотношения с ней в жизни Юнга носят весьма продолжительный и неоднозначный характер.

На этом жизненном этапе Юнг женится на Эмме Раушенбах в 1903 году, она была дочерью богатого промышленника. В 1905 году у них родилась первая дочь, а в последующем еще три дочери и сын.

Зигмунд Фрейд и К.Г. Юнг

 Зигмунд Фрейд в жизни Юнга играет весьма значительную роль, можно сказать, что он его боготворит, поскольку является не просто коллегой, а скорее выступает в роли отца, но таковое отношение имеет место быть только на первом этапе их знакомства.  

Переписка с Зигмундом Фрейдом завязывается в то время, когда Юнгом была написана вторая монография по шизофрении, в основу которой легли идеи Фрейда. В 1907 году Юнг получил приглашение приехать в Вену, где состоялось первое личное знакомство с Фрейдом. Первая их встреча длилась почти тринадцать часов, и они практически не прерывались. Первое знакомство с Фрейдом на Юнга произвело неизгладимое впечатление, поскольку он увидел в нем умного и проницательного человека, каких в его окружение на тот момент времени не было. Поэтому между ними возникает тесная профессиональная дружба.

Юнг начинает принимать активное участие в распространении психоанализа и Фрейд на него возлагает большие надежды. Затем следуют годы активной переписки и взаимодействия, однако в 1909 году начинается становление Юнга как состоятельного ученого, со своими взглядами, которые на тот момент времени во многом расходились с идеями Фрейда. Юнг так и не смог принять сексуальную теорию Фрейда.

В феврале 1912 года Юнг издает книгу «Жертвоприношение», многие считают, что именно этот труд считается окончательным разрывом Юнга и Фрейда, поскольку она содержала достаточно большое количество позиций, по которым мнения ученых разошлись, однако были и личные мотивы.

В 1913 году происходит окончательный разрыв Юнга и Фрейда, что было крайне болезненно для обоих (поскольку, согласно утверждениям соотечественников, Фрейд в Юнге видел сына и последователя, а Юнг во Фрейде – отца).

Исследования и развитие аналитической психологии

За год до разрыва с Фрейдом Юнг видел сны, связанные с катастрофами, его здоровье значительно пошатнулось, наблюдалось нервное истощение. Поэтому к моменту разрыва с Фрейдом он покидает все занимаемые посты, объясняя это весьма обширной частной практикой. После разрыва с Фрейдом он себя полностью изолирует, он порывает отношения практически со всеми. Этот тяжелый период жизни у Юнга длиться шесть лет.

К.Г. Юнг погружается в бессознательное, его мучают различные фантазии, страшные сны, присутствие духов, он боится потерять полный контроль над собой. Однако существовали моменты, которые держали его в этом мире: дом и работа. К.Г. Юнг называл погружение в бессознательное «научным экспериментом над собой», а результатом такового погружения стала книга «Красная книга». Личный опыт встречи с бессознательным является основой созданной Юнгом психотерапии.

В последующие годы мировая известность Юнга только растет. Он много путешествует, потому как его интересуют культура и традиции других народов, особенно примитивные культуры, что играет важное значение в развитии его теории.

В 1920 году издан основной труд Юнга – «Психологические типы»

Длительное время Юнг не может определиться с названием своего метода психоанализа. Изначально его выбор находился между «комплексной психологией» и «герменевтической психологией», но в результате он останавливается на «аналитической психологии».

 Последние годы жизни

С приходом к власти в Германии фашистов для Юнга наступают непростые времена, как и для большинства евреев. Поскольку в отношении евреев вводится множество ограничений, в том числе их исключают из общества психотерапии. Хотя Юнгу пришлось пересмотреть некоторые аспекты своей теории, он продолжает плодотворно работать, путешествовать и проводить исследования.

В 1944 году его здоровье ухудшилось, он сломал ногу, а затем у него случился инфаркт. Находясь на грани жизни и смерти, он соприкасается с виденьем, многие материалисты в него не верят. Однако виденье Юнга сбывается, он предсказывал смерть своего врача; и действительно, когда Юнгу впервые было разрешено встать с кровати, его врач заболевает и умирает от сепсиса.

В 1955 году умирает его жена, с которой он прожил в браке 53 года.

Юнг чуть не до последних дней жизни принимает пациентов, правда, количество пациентов он был вынужден сократить, поскольку годы брали свое, и он сильно уставал.           

Юнг умер в 1961 году в возрасте 86-ти лет от непродолжительной болезни.

Список цитируемой литературы:

  1. Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Пер. с нем. Е. Азначеевой. Челябинск: Урал. 1998.
  2. Степанов С. К. Г. Юнг Психология в лицах. Эксмо-Пресс, 2001.
  3. Шойфет М. С. Юнг 100 великих врачей. Вече, 2008.
  4. Юнг Карл Густав. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий. Авт.-сост. А. В. Шувалов. Астрель: Люкс», 2004.
  5. Яровицкий. В.Юнг Карл Густав. 100 великих психологов. Вече, 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *