Роль элементарной функции отрицания в интеграции «Я»

Аннотация: в статье представлены взгляды на элементарную бессознательную функцию «Я» трех направлений глубинной психологии: психоанализа, судьбопсихологии, аналитической психологии. Описана функция отрицания как отправная точка самостоятельного существования «Я»; указаны положительные аспекты срабатывания функции отрицания и продемонстрированы клинические проявления патологических форм отрицания.

Судьбоанализ Липота Сонди, будучи связующим звеном основополагающих школ глубинной психологии на всех этапах становления, определил конечной целью всех начинаний человека такую категорию как «интеграция», а именно: интеграция глубинной психологии, интеграция бессознательного, интеграция «Я», интеграция личности. Необходимо отметить, что таковая роль осуществлена исключительно направлением судьбопсихологии, чему была посвящена одна из статей (ранее обсуждались предпосылки и причины, позволившие данному направлению глубинной психологии обоснованно и комплексно представить все грани «Я» индивида).

«Я» индивида образно можно бы сравнить с собирательным ролевым компонентом капитана корабля, который располагается на мостике  души, и его основной задачей является  связь всех пар противоположностей. Однако, как показывает практика, чаще всего «Я» неспособно преодолеть противоположности, оно часто покидает командный пункт, а в большинстве случаев вообще не занимает командной позиции. Исходя из пары противоположностей «сознательное – бессознательное», «Я» занимает крайние позиции, то есть в одном случае ближе к полюсу сознательного, а в другом случае – ближе к бессознательному. В силу этого можно наблюдать сознательное и бессознательное «Я».

Осуществление функции «Я» как «строителя мостов» возможно лишь тогда, когда «Я» занимает позицию высоко над сознанием и над глубиной бессознательного. Если «Я» находиться ближе к бессознательной области или вообще погружено в бессознательное, то в таком случае мы говорим о «инстинктивном Я». «Инстинктивное Я» в бессознательной области выполняет четыре элементарные функции: проекция, инфляция, интроекция и отрицание. Эти четыре элементарные тенденции проистекают из изначального стремления к партиципации (участии).

Партиципация означает: быть единым с чем-то; но в силу того, что невозможно быть единым, «Я» вынуждено жить в других формах бытия, что проявляется во вторичных формах бытия: проекция, инфляция, интроекция, отрицание. Липот Сонди писал о том, что в современном мири индивиду невозможно партиципировать, в силу этого он может также проживать и патологические формы бытия: психоз, мания.

Липот Сонди в книге «Я-анализ» первой в классификации рассматривает функцию проекция, однако наше исследование, посвященное интеграции «Я» начнется с рассмотрения бессознательной функции отрицания, поскольку она является главной функцией начала самостоятельного существования «Я», что характеризуется разрывом с семьей, разрывом с жизнью ребенка и переходом во взрослую жизнь. Эта функция оказывает фундаментальное влияние, без нее невозможно разрыв с детством и переход во взрослую жизнь, поскольку необходимо отрицать предыдущую жизнь и перечеркнуть все, что было до этого, а также нужна способность и умение начинать жизнь сначала.

Согласно практическим исследованиям Липота Сонди, «отрицание — это бессознательное элементарное стремление к отказу, отрицанию, вытеснению определенных требований, представлений событий. Бессознательное — конечная цель любого отрицания, это прекращение воображения всех идеалов быть и иметь, т.е. разрушение, деструкция».

Реализация бессознательной функции отрицания имеет двоякое проявление: с одной стороны, с помощью этой функции индивид может быть социальным и приспособиться к окружающему миру, но с другой стороны — разрушить себя и объекты в окружающем мире. Исходя из объёма проявления отрицания будет зависеть и направленность: разрушение или приспособление.

Тенденция «Я» к отрицанию является лишь частично бессознательной, а частично осознанным стремлением в торможении, сдерживании, отчуждение определениях требований, представлений, идеалов. Крайней негативной целью отрицания является разрушение идеалов «быть» и «хотеть», то есть деструкция, что выражается в отсутствии воображения. Для отрицания характерна эго-систола, то есть сужение «Я» индивида. При переносе эго-систолы на внешний мир, индивид становиться больным, например, негативизм у кататоников. Отрицание в этом случае позволяет «Я» сдерживать свою безграничную готовность к расширению – инфляция, чрезмерную способность к проекции; так, отрицается интроекция – идеалы «иметь», поскольку в данном состоянии они кажутся индивиду бесполезными и невозможными.

При отрицании происходит проверка действительности, что проявляется в двух направлениях: во-первых «Я» проверяет, являются ли стремления, представления и идеалы хорошими или плохими, в результате хорошие будут приняты, а плохие – отрицаются и отталкиваются. Во-вторых, «Я» проверяет, содержит ли внешний мир содержание проекции и инфляции.

Различают первичный процесс тенденции отрицания и вторичный. Первичное отрицание направлено внутрь на ограничение расширение «Я», то есть это-диастолы. Таким образом «Я» словно просит внешний мир о помощи от безграничного расширения «Я» во внутреннем мире. Это форма сужения считается здоровой, что приводит к адаптации, то есть приспособлению. Вторичное отрицание не ограничивается сужением одержимости или проекции – оно уничтожает все идеалы иметь. Оно полностью отклоняет «Я» от внешнего мира и происходит полное закрытие «Я» от внешнего мира, возникают Я-заграждения как внутри, так и снаружи. Индивид полностью закрывается от внешнего мира: он не говорит, не реагирует, не ест.

В силу того, что существует три поля бессознательного: личное, родовое и коллективное,  различают отрицание личное, родовое и коллективное.

Личным является отрицание, когда «Я» отрицает представления, стремления или идеалы, которые относятся только к области личного вытесненного бессознательного.

С точки зрения Зигмунда Фрейда отрицание рассматривается только в контексте вытеснения. Он определяет, что «отрицание» – это интеллектуальная сознательная функция принятия решения. Таким образом, отрицание в психоанализе является способом перехода вытесненного к осознанию, то есть оно будет отрицаться через интеллектуальную функцию принятия решений.  

С точки зрения Я-анализа отрицание рассматривается как элементарная функция «Я», а не как интеллектуальная замена вытеснения — психоанализ, на самом деле вытеснение является одной из форм отрицания. Рассмотрим некоторые формы отрицание в судьбоанализе:

  1. Бессознательное отрицание бессознательной проекции – бессознательное приспособление или адаптация. Этот процесс является самой частой формой отрицания, что приводит к тому, что стремления к власти и расширению будут перемещены в область бессознательного.
  2. Бессознательное отрицание происходит от бессознательной одержимости, инфляции, удвоения. Клиническое проявление выражается в задержках, торможениях. Индивид не осознает ни отрицание, ни инфляцию, частично осознается одержимость или тенденция удвоения.
  3. Бессознательное отрицание латентной женственности или покинутости: отчуждение. Клинические проявления этого вида отрицания выражается в деперсонализации или отчуждении. В этом случае индивид не осознает отрицание женственности или покинутости. Клинические симптомы выражаются не только в том, что все кажется чуждым, серым, безжизненным, но также в том, что предметы стали плоскими и мелкими, а звуки воспринимаются как издалека. Для индивида то, что им отрицается, остается бессознательным, он этого не осознает.

Рассмотрим отрицание, с точки зрения факторных картин используя тест Сонди:

ПП (передний план) (Sch= к- р-) — адаптация. Соответственно индивид отрицает заднеплановую факторную картину «Я» (Sch= к+ р+) — «хочет все иметь и всем быть».

Чем больше выражается негативизм у индивида, тем большее желание у него на заднем плане «все иметь и всем быть».

ПП (Sch= к- р+) – Я заторможённого человека, ЗП (Sch=к+ р-) – артистически недисциплинированное «Я», которое отрицается.

Отрицание проявляется в пяти формах:

  1. Приспособляемость Sch = к- р- (факторная картина)
  2. Торможение или заторможенность Sch = к- р+
  3. Отчужденность Sch = к- р+ —
  4. Вытеснение Sch = к- р0
  5. Негативизм, потеря воображения и разрушение Sch = к- ! ! р–

Ключевое различие между пятью формами отрицания заключается в разности диастолы (р-; р+; р+-) и в количестве отрицания.

Все пять форм являются проявлением индивида выразить «нет». Однако существуют как приемлемые формы отрицания, которые способствуют приспособляемости индивида, так и патологические формы, приводящие к полному саморазрушению.

Коллективное отрицание можно рассмотреть на базе двух аспектов: во-первых – это отрицание, избегание, затормаживание, отчуждение или вытеснение определённых всечеловеческих представлений и побуждений коллективного бессознательного. Коллективным отрицанием также можно назвать все правила и запреты религии, государства, группы, клана. В том случае, если отрицание направлено от индивида, то отрицание исходит изнутри, если, наоборот, отрицание выражается со стороны группы (государства, церкви), тогда происходит запрет снаружи. Тогда человек будет ограничен нравственными, религиозными и государственными шлагбаумами, чтобы отречься от личной или коллективной потребности.

Элементарная бессознательная функция «Я» «отрицание», с одной стороны, является отправной точкой и фундаментном начала самостоятельной жизни индивида, с помощью которой индивид способен отрицать все негативные категории и принимать положительные; в этом случае она рассматривается, как способность индивида выразить «нет». С другой стороны, когда речь идет о вторичной функции отрицания, срабатывание данной функции может привести к патологическим последствиям, таким как: саморазрушение, самодеструкция, дезориентация, негативизм. Следовательно, как одна из ступеней развития личности, она оказывает положительный эффект, однако, далее необходим переход на следующую ступень развития, в противном случае индивид может прийти к патологическим последствиям.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  2. Szondi L. Triebpathologie. Verlag Hans Huber (Bern).
  3. Зигмунд Фрейд. Отрицание. 1925 год
  4. Зигмунд Фрейд. Очерк истории психоанализа. Алетейя. 1998.
  5. Карл Густав Юнг. «Психологические типы». 1921.

Роль элементарной функции отрицания в интеграции «Я»: 1 комментарий

  • 19.06.2018 в 21:41
    Permalink

    Язык логики предикатов первого порядка является удобным средством для строгого построения на его основе конкретных, прикладных теорий. В этом случае вместо абстрактных предметных, предикаторных и предметно-функциональных констант в алфавит вводятся конкретные термины словаря теории — имена объектов её предметной области, знаки их свойств и отношений, знаки заданных на данной области предметных функций. Сами прикладные первопорядковые теории (их часто ещё называют элементарными) строятся обычно аксиоматически. К логической части (аксиомам и правилам вывода исчисления предикатов) добавляется собственная часть прикладной теории — постулаты, отражающие закономерности её предметной области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *