Воспитание побуждений в концепции Судьбоанализа

В статье описана парадигма взгляда на ключевые аспекты воспитания человека согласно концепции Судьбоанализа; заявленные к анализу исходные посылки и судьбопсихологические материалы апробированы в рамках экспериментальных исследований при применении инструментов и методов судьбоаналитической школы психологии, общей психологии, социологии и философии, что свидетельствует о междисциплинарном комплексном подходе.

«Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении». Аристотель

Цели воспитания в разные исторические периоды варьируются, исходя их общественных требований, социальных норм, моральных принципов. В современном обществе воспитание обыкновенно направлено на развитие в человеке нравственных принципов, социально-приемлемого поведения, этических норм, гуманности. Однако, исходя из статических данных криминальных сводок, можно наблюдать большое количество негуманных, а в отдельных случаях и зверских поступков людей. Одним из объяснений подобного рода поведения считается фактор «наследственности» человека, который не поддается воспитанию.

Основным объектом исследования судьбоанализа является «родовое бессознательное», которое и содержит в себе типологическую наследственность индивида, говоря языком генетики – «латентно-рецессивные гены». Липот Сонди считал, что первый этап воспитания человека заключается в воспитании или лечении (в патологических случаях) побуждений индивида, то есть инстинктивных стремлений, которые носят наследственный характер.

Липотом Сонди и его коллегами за период 1960-1970е г.г. было проведено исследование, цель которого заключалась в следующем: определить степень того, насколько каждое побуждение поддаётся воспитанию; побуждения рассматривались в отдельности, согласно системной классификации побуждений доктрины Судьбоанализа.

В эксперименте участвовали 36 однояйцевых и 36 двуяйцевых  однополых близнецов. Воспитание восьми факторов рассчитывалось методом квоты соответствия. Исходя из показателя разницы, между реакциями однояйцевых близнецов и двуяйцевых можно оценить степень влияния окружающей среды на отдельные факторы. У однояйцевых близнецов наследная предрасположенность одинаковая, у двуяйцевых разная. Если окружающий мир воздействует на однояйцевых близнецов, это влияние будет отражаться в большой степени, чем у двуяйцевых, у которых реакция к наследственной предрасположенности отдельных факторов разная. Сравнивая соотношения согласия-несогласия у однояйцевых и двуяйцевых близнецов, можно оценить степень влияния наследственного аспекта и окружающей среды.

В результате эксперимента были получены данные, которые позволили ранжировать побудительные факторы на три группы по степени воспитуемости. Таблица №1. Степень воспитуемости по побудительным факторам.

Ранжированный ряд внушаемости Легко воспитуемые Средне воспитуемые Трудно воспитуемые
1 2 3 4 5 6 7 8
Побудительный фактор e s d hy m p h k
Побудительная потребность Накопление ярости, ненависти, гнева, мстительности, зависти, ревности. «Злобность». Садизм, агрессия Анальность. Поиск ценностных объектов. Выставлять себя напоказ Оральность. Приклеиваться. Расширение «Я», эго-диастола. Желание быть «кем-то». Нежность, бисексуальность. Желание «иметь что-то». Эгоцентризм, аутизм, эгосистола.

Исходя из данных таблицы, три побудительных фактора имеют высокую степень воспитуемости, то есть наследственный аспект имеет второстепенное значение. Фактор «е» – что означает накопление злости, ярости, гнева, ненависти, при накоплении этих негативных эмоций до максимального предела, происходит внезапная разрядка на окружающих. Фактор «s» – накопление агрессии, проявление садизма, фактор «d» – приобретение ценностей во вред другим. Неспособность индивида справляться с подобного рода побуждениями приводит к патологическим последствиям, однако, исходя из исследования, они в большей степени подвержены воспитанию с одной стороны. С другой стороны, в значительной степени подвержены влиянию окружающей среды, то есть агрессия, ненависть, гнев, ярость, желание обладать ценностями во вред другим людям, является результатом взаимодействия индивида с окружающей средой.

Фактор «hy» – выставление себя на показ, желание находиться в центре внимания; фактор «m» – желание примкнуть к группе, приклеиться к человеку – подвержены средней степени воспитуемости. Поэтому при воспитании этих побуждений у человека необходимо учитывать и наследственный фактор, который будет равнозначным с воспитательной функцией.

Три фактора: «h, р, к», то есть побуждения, относящиеся к этим факторам: желание «быть кем-то», желание «иметь что-то», нежность – имеют наименьшую степень воспитуемости, то есть наследственность является приоритетной составляющей. Фактор «к» – тенденция к обладанию, эгоизм, аутизм, нарциссизм – тяжелее всего поддаются воспитанию, поэтому он получил параметральную характеристику «железобетонный фактор». Из заявленного следует вывод, что воспитание этих влечений имеет крайне низкую эффективность, а значит, в данном случае необходимо использовать другие методы и способы, которые позволяют работать с наследственностью индивида.

Для более глубокого понимания воспитания побуждений необходимо познакомиться с такими понятиями, как «гуманность» и «гуманизм».

«Гуманность» согласно концепции судьбоанализа трактуется как весьма редкая судьба побуждений единственного человека, так и группы людей, которая характеризуется двумя признаками:

  1. «Я» выбирает из унаследованных и присущих каждому человеку противоположных пар побудительных потребностей и тенденций чаще всего их гуманные формы;
  2. Их дух распространяет гуманные потребности на каждого человека. (3)

«Гуманизмом» называется духовное движение, которое борется за расширение любви и распространение гуманности». (3)

Исходя из вышеописанного, под гуманностью понимается – судьба побуждений, а гуманизм – это духовное движение.

Гуманизированной личностью можно считать только того человека, который не только выбирает гуманные побуждения из пар противоположностей для себя, проецирует их на своих близких, но и на всех людей без исключения.

Согласно концепции Судьбоанализа система побуждений включает в себя восемь факторов, которые содержат в себе противоположные тенденции. В таблице № 2 приведена классификация побуждений относительно гуманности исходя их концепции Судьбоанализа.

Таблица № 2 Негуманные и гуманные потребности и их тестовые реакции.

В области вектора Реакция Негуманные потребности Реакция Гуманные потребности
Сексуальность- S h+ Индивидуальная нежность, объектом которого является конкретное лицо, семья, религия, социальный класс, раса, нация и т.д. h- Коллективная нежность, объектом которой выступает всё человечество.
s+ Агрессия (соответственно, садизм) по отношению к конкретному лицу, семье, религии, нации, классу, расе и т. д. s- Рыцарское отношение к человечеству, жертвенность, смирение перед всеми людьми.
Пароксизмальность (этика и мораль) – Р е- Накопление ярости, ненависти, гнева, несправедливости против определенного лица, семьи, религии, расы, класса, нации. е+ Справедливость ко всем, набожность
hy+ Бесстыдное «выставление напоказ» самого себя hy- Застенчивость перед коллективом.
Побуждения «Я» Sch к+ Аутизм, эгоизм, эгоцентризм, жадность и нарциссизм к+- к- Самоуничтожение и приспособление к коллективу
р- Обвинение определенного лица, семьи, религии, нации, класса, нации р+ Духовное расширение гуманистической потребности на группу людей. Идеалистическое «Я». Желание «быть кем-либо».
Побуждение контактов  – С d+ Приобретение материальных ценностей во вред другим людям. Жадность. d- Отказ в пользу других людей. Верность.
m+ Прикрепление только к конкретному лицу, семье, расе, классу, нации; неспособность объединиться со всем человечеством. m- Отделение от определенного лица, семьи , расы, класса, нации и т.д. Неверность классовой и национальной идее.

Исходя из предоставленной классификации, гуманные потребности объединяются в две группы: духовно-гуманистические и этико-гуманистические. К духовно-гуманистическим потребностям тенденций относят тенденции, соответствующие реакциям: р+; h-; к+-; к-, к этико-гуманистическим: е+; s-; d-.

Согласно вышеприведенному эксперименту потребности тенденций, относящиеся к духовно- гуманным соответствуют трудно воспитуемым, этико-гуманистические же относятся к легко воспитуемым, следовательно, воспитать в человеке этико-гуманистические стороны личности легче, чем духовно-гуманистические.

Воспитание побудительных тенденций человека, безусловно, заслуживает внимания и в некоторой степени позволяет уменьшить то напряжение, которое обусловлено законом диалектики, лежащего в основе системы побуждений человека. Однако воспитание не позволяет в полной степени гуманизировать и социализировать опасные наследственные тенденции. Для этих целей Судьбоанализ содержит различные методы терапии, которые, во-первых, позволяют на первоначальном этапе осознать опасные наследственные побуждение, однако для гуманизации и социализации этого недостаточно. Далее речь идет об осуществлении разрядки опасных наследственных стремлений, только в таком случае они становятся безопасными для человека.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  2. Bürgi-Meyer K. Erzahl dich selbst-Erkenn dich selbst. Der Szondi-Test. Sondiana. 1985.
  3. Смирнов А.В. Леопольд Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г.
  4. Липот Сонди: Судьбоанализ – выбор любви, дружбы, профессии, болезни и смерти. Бен-но Швабе, Базель, 1944, 1-е издание.
  5. Липот Сонди. Учебник экспериментальной диагностике влечений. Перевод с немецкого В.И. Николаева. Когито-Центр, 2005.