История создания теста профориентации Martina Actnicha

Cтатья отражает историю и проблематику создания «Der Berufsbilder –Test. Projektives Verfahren zur Abklärung der Berufsneigung». Martina Achtnicha.

Профориентация, исходя из структуры психологических направлений, является частью прикладной психологии, главной целью которой выступает помощь людям в решении их психологических проблем, а также создание благоприятных условия для человека во всех сферах деятельности. Реализация данных целей возможна лишь при наличии эффективных, валидных и научно обоснованных способов, методов и инструментов. В области профориентации одним из таких инструментов является фото-тест Мартина Ахтниха.В основе теста профориентации Мартина Ахтниха лежит концепция судьбоанализа Липота Сонди. Согласно теории судьбоанализа выбор профессии человека обусловлен наследственной предрасположенностью. Липотом Сонди создана теория побуждений, выраженная в восьми факторах побуждений, принципы классификации которых и позволяют определить наследственно психологическую предрасположенность индивида к той или иной профессиональной деятельности.  

 

Начиная работу над созданием теста, Мартин Ахтних и не предполагал, что этот труд затянется на долгие годы, а на пути встретиться множество препятствий. Потребовалось 16 лет, пока окончательный вариант теста, со всеми инструкциями и данными статистических исследований были представлены в виде методического материала применения теста.

Знакомство Мартина Ахтниха с автором идеи, которая стала природой создания теста, то есть Липотом Сонди состоялась после войны в институте Прикладной психологии в Цюрихе, где он читал лекции. Сама идея о создании теста профессий и систематизация с факторами системы побуждений Судьбопсихологии принадлежит Хансайоргу Рингеру, что и сподвигло Ахтниха начать работу в этом направлении.

Летом 1961 года М. Ахтних приступил к созданию фото-теста; изначально предполагалось использовать при проведении теста описание профессией словами. Однако при личной встрече с Липотом Сонди им было предложено использовать фотографии, потому что они обладают более глубоким стимульным характером.  

Для создания теста было собрано 10 000 фотографий, из них выбрано 100 штук для контрольного испытания, которое позволит выяснить соответствие фотографий характеру факторов. Классификация факторов изначально была проведена согласно определенным критериям. Предполагалось, что  характер факторов будет отражать три направления:

  • профессиональная деятельность и инструменты, которые используются в профессии.
  • профессиональная атмосфера, профессиональная среда.
  • образ специалиста (выражение лица, поза).

Фотографии, отбираемые для теста, должны были соответствовать: одному фактору, двум разным факторам и многофакторным критериям (фотографии, которые относятся одновременно к нескольким факторам). Первая проблема, с которой столкнулись при отборе фотографий, заключалось в том, что весьма затруднительно найти фотографии, соответствующие одному фактору. Объясняется это тем, что не существует профессий, которые бы относились только к одному фактору. Об этом говорил и Липот Сонди: «Большинство профессий в одном своем наименовании не могут удовлетворить несколько влечений». (4) Мозер Ульрих пишет, что: «Большинство профессий относятся к нескольким кругам влечений». (5)

Были сформированы первоначальные критерии, которым должны соответствовать фотографии, входящие в фото-тест, они заключались в следующем:

  • Фотография должна соответствовать 2/3 критериям фактора, и не имеет значения, делается выбор относительно фотографии положительный или отрицательный.
  • Фотография при выборах получила только положительную реакцию, то есть ни разу не была отвергнута либо, наоборот – во всех случаях была отвергнута.
  • Испытуемый мужского пола при идентификации себя с профессий, отвергает фотографии, на которых в качестве специалистов изображены женщины, поэтому для мужчин на фотографиях в тесте должны быть изображены специалисты только мужского пола.
  • Фотография не должна содержать множество отвлекающих деталей, например, надписей или различных мелочей. (Одним их примеров отвлекающей детали является сигарета, которую держал в руке специалист).
  • Одежда специалистов должна соответствовать определённым требованиям. Одним из таких требований являлось, чтобы декольте носило строгий характер.
  • Специалисты на фотографиях не должны находиться в центре внимания, поскольку более важна его деятельность. Фотография должна отражать динамику деятельности, а не специалиста в статической позе. ( Для данного критерия существует несколько исключений для фотографий Z).
  • Специалисты на фотографиях должны были видны в полный рост.
  • Фотография не должна отражать профессии, которые потеряли актуальность, старое оборудование и инструменты.
  • Важно было выделить фотографии, которые отражают отдых при конкретной деятельности.
  • Фотографии должны быть достоверными.
  • Фотографии, на которых отображены два человека, где один действует, а второй находиться в пассивном состоянии – не подходят (например, парикмахер и клиент).

Привести фотографии в соответствие со всеми требованиями оказалась нелегкой задачей, которую удалось решить только спустя многие годы.

В июле 1963 года общими усилиями был сформирован второй вариант теста, который включал в себя 64 фотографии, где каждому фактору соответствовало по 8 фотографий. Однако исследования не останавливались, и продолжался отбор необходимых фотографий, в результате формируется третий вариант теста, который содержал уже 80 фотографий: 10 фотографий в каждом факторе. Провал этого комплекта фотографий был обусловлен тем, что на фотографиях были изображены специалисты, возраст которых был слишком молодым. Что привело к полному искажению статистических данных.

Доктор Ф. Бени – преподаватель института Прикладной психологии в Цюрихе, являлся также один из ученых, которые участвовали в создании теста. Он заявил о необходимости включить в тест академические профессии, которые до этого не входили в содержание теста. В результате исследования продолжились в направлении еще 20-ти новых профессий.

Четвертый вариант теста был закончен в сентябре 1966 года, который был значительно усовершенствован. В первую очередь необходимо отметить качество фотографий и то, что они в значительной степени соответствовали критериям отбора. Особую благодарность за фотографии Мартин Ахтних выражает Марианне Майснер, которой было выполнена большая часть фотографий. Вообще Мартин Ахтних считает встречу с ней судьбоносной.

За многие годы испытаний пришли к окончательному выводу – о невозможности сделать однофакторные фотографии.

Испытания четвертого комплекта фотографий показали еще одну проблему теста – он не содержал фотографий ученых. Поэтому было принято решение о разработке пятого комплекта, который будет содержать фотографии  ученых. Дальнейшие испытания продолжались еще в течение двух лет и, наконец, в марте 1968 года работа была завершена.  

Тестовые испытания мужского теста, которые были проведены на курсе профконсультантов в Сан-Галлено, имели огромный успех. Присутствующие высказали пожелание, чтобы был проведен тест для женщин. В создании женского варианта теста основное участие принадлежит госпоже Иде Холлингер – профессиональный консультант из Альтштеттена. В марте 1973 года был представлен окончательный, откорректированный вариант жесткого теста.

После издания в сентябре 1971 года мужского теста, а два года спустя и женского теста, профессиональный фото-тест в очень короткие сроки получил широкое распространение.

Проделанный Мартином Ахтнихом путь превратился в вереницу 16 лет многочисленных исследований, испытаний, внесения корректировок; однако, в результате этот путь увенчался созданием теста, который превосходит по своей эффективности  многие другие методики.

Безусловно, сегодня профессиональный фото-тест Мартина Ахтниха не является единственным способом определения профессионального предназначения, профессиональных склонностей или прогностическим инструментом в области профориентирования. Однако редкие тесты и проективные методики в основе  своей располагают стимульным материалом, предоставляющий настолько многомерно выверенный и апробированный глубинный анализ психической предрасположенности личности к определенным профессиям.

Список цитируемой литературы:

  1. Achnich Martin. Der Berufsbilder-Test. Bern? Sttutgart , Wien. Huber. 1979.
  2. Bürgi-Meyer K. Erzahl dich selbst-Erkenn dich selbst. Der Szondi-Test. Sondiana. 1985.
  3. Szondi L. Mensch und Schicksal. Elemente einer dialektischen Schicksalswissenschaft. Wein. 1954
  4. Липот Сонди: Судьбоанализ – выбор любви, дружбы, профессии, болезни и смерти. Бен-но Швабе, Базель, 1944, 1-е издание.
  5. Мозер Ульрих: Психология выбора деятельности и неудовлетворённость деятельностью, Ханс Хубер издательство, Берн 1953.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *